29 березня 2022

[АРХИВ] Анализ Tomb of Horrors, часть третья

 

Итак, из настоящего входа в гробницу можно попасть в три разных области (см. иллюстрацию): тюрьму 7, логово гаргульи 8 и комнату со статуей 11. Разберём их по порядку.

[АРХИВ] Анализ Tomb of Horrors, часть вторая

 Спасибо NathanZut за подсказки по различным нюансам правил AD&D.

***


Настоящий вход

Для начала обратите внимание, как расположен настоящий тоннель, который ведёт в Гробницу. Посередине между ложными. Подумайте вот о чём: как поведут себя игроки, когда обнаружат полосу осыпающегося грунта? Откуда они начнут поиски?

[АРХИВ] Анализ Tomb of Horrors, часть первая

Попытка разобрать Tomb of Horrors на составляющие представляет проблему сразу по нескольким причинам.

Во-первых, это один из самых знаменитых модулей для D&D в принципе. Tomb of Horrors не оставляет игроков и ведущих равнодушными. В результате любые рассказы о нём так или иначе эмоционально окрашены, и любой новый текст на эту тему тоже будет вызывать в первую очередь эмоциональный отклик.

Я буду опираться на издание с зелёной обложкой.Отличий от текста модуля с жёлтой обложкой мне обнаружить не удалось, а вот карта в этом варианте значительно лучше.

[АРХИВ] Рецензия на Whetstone #3, Amateur magazine of sword and sorcery

Мне всё больше и больше хочется назвать процессы, происходящие в англоязычных кругах поклонников swords&sorcery, «возрождением». Люди не просто объединяются вокруг своей любви к жанру в какие-то отдельные тусовки и фэндомы — они пишут, издают и читают новые произведения. И при этом — весьма немаловажно! — по большей части сходятся между собой во мнениях о том, ЧТО такое swords&sorcery. 

Наблюдать за этим после полувека забвения очень радостно. Другой вопрос, что для настоящего «возрождения» пока что не хватает какого-то по-настоящему успешного нового героя или отдельного произведения.

Ещё одна «ласточка», которая навела меня на такие мысли — фэнзин Whetstone, третий выпуск которого и рассматривается в этой рецензии.

Pdf журнала абсолютно бесплатно распространяется ЗДЕСЬ.

Издание характеризует себя как «любительский журнал sword & sorcery» (эти слова буквально вынесены в подзаголовок), и, честно говоря, после такого начала сложно питать на содержание журнала большие надежды. И хотя с одной стороны рассказы из третьего выпуска оправдали все мои опасения, некоторые авторы всё же смогли приятно удивить своими произведениями.

Почти все рассказы из выпуска объединяет одна очень заметная особенность: они короткие. Очень. Каждый — всего несколько не особенно больших страничек крупным шрифтом. Благодаря этому их очень легко читать — проглотил один минут за десять, и всё — и для периодического издания это, скорее, плюс. Другой вопрос, что рассказать хорошую историю на таком масштабе — задача хоть и реализуемая, но трудная. Справиться с ней тяжело не то что любителям — многим профессионалам!

В результате большинство произведений из третьего выпуска (например, Steel of the Timurid by N.A. Chaudhry или Fort of the Ravens by Ethan Sabatella) сводятся в основном к описанию поединка главного героя с каким-то чудовищем. В самой этой формуле нет ничего дурного — её раз за разом использовали многие классики. Но из-за ограниченного объёма эти схватки практически лишены контекста. Мы ничего не успеваем узнать ни о самом герое, ни о мире, в котором он обитает. Не хватает контекста.

А поскольку формула очень простая и старая, неожиданных поворотов сюжета тоже ожидать не приходится — да и полноценную завязку, развитие, кульминацию и развязку в столь сжатый объём впихнуть не получается...

Однако некоторые произведения всё же привлекают внимание. Мне запомнились:

The Rite by Jace Phelps — необычайно атмосферная зарисовка по жуткий культ, действительно вызывающая в памяти Кларка Эштона Смита, пускай даже в сюжетном отношении рассказ довольно скуден;

The Tower in the Earth by Chuck E. Clark — странный рассказ, как будто начинающийся с середины и обрывающийся задолго до конца, однако представляющий собой вполне связную и законченную историю о странной стычке в странном месте; тоже очень атмосферен и лично у меня вызвал ассоциации скорее с Джином Вулфом (почему-то), а не с Джеком Вэнсом, который упоминается в редакторском предисловии;

Shades of Ruin by Scott Schmidt — эти три рассказа идут подряд, и наверняка такова была задумка редактора. Shades of Ruin — тоже довольно крепкое произведение, но если The Rite и The Tower in the Earth благодаря отсутствию у читателя контекста, каких-то знаний о мире и месте действия создавали атмосферу загадочности и «странности», умело пользовались этой своей особенностью, то как раз тут подробностей о мире серьёзно не хватает; будь у бегства (или просто путешествия) протагониста какая-то причина, знай мы что-то про окружающие государства и народы, сюжет про руины древнего колизея мог бы заиграть куда более яркими красками.

Dead Man's Curse by T.A. Markitan — простая, но довольно приятная мистическая история про проклятого рыцаря; ей краткость идёт только на пользу.

Остальные рассказы, хотя и демонстрируют временами проблески таланта, по большей части всё же не стоят прочтения — увы.

***

Статья написана при поддержке моих патронов: Харальд Бьёрнсон, Ruslan Zmaj, Ivan Devyatko, AnungUnRama, Catnip, Vladislav Petrov, Anton Belov, Dmitrii Tretiakov, Olga Shott, lock-key none, darkmentat, n0tJill, Дмитрий Новиков, Wolfus, Андрей Кириллкин, MagaLodonov, Evgeny Ledovskikh, Глеб Гончаренко, Sergey Pomerantsev.