13 квітня 2022

[АРХИВ] Слухи в играх старой школы. Часть 3. Подача

Таблица слухов готова – а может быть, даже не одна, а несколько. Осталось как-то применить её во время игры.

Самый простой способ — слухи накидываются непосредственно перед входом в подземелье. Он работает, если вы собрались сыграть отдельный модуль (или фиксированную цепочку модулей) вместо «свободной» кампании. В таком случае каждому игроку просто выдаётся какое-то количество слухов из таблицы в зависимости от броска. Сколько именно? Минимум — по одному на участника. Если количество вариантов достаточно велико — в несколько раз превосходит количество приключенцев — стоит рассчитать всё так, чтобы отряд получил около трети или немного больше. Каноничный модуль B1, который упоминался в прошлых частях — хороший ориентир; там двадцать различных слухов, и каждый игрок получает от нуля до трёх (определяется броском d4).

Всё становится значительно интереснее, если рядом с подземельем у нас есть поселение, а то и целый город, где можно получить информацию.

[АРХИВ] Слухи в играх старой школы. Часть 2. Подготовка

Как я уже замечал, никаких строгих правил, регламентирующих работу со слухами, не существует. Поэтому нижеследующее представляет собой просто набор наблюдений, хитростей и советов, основанных на моём и чужом опыте. Как их использовать — решайте сами.

Да, на всякий случай небольшая оговорка — под словом «подземелье» в тексте ниже я везде подразумеваю не настоящий каменный мешок, а локацию определённого типа.

Итак, подготовка слухов. На первый взгляд, это несложно — особенно если ваша игра представляет собой отдельное подземелье или цепочку подземелий. В таком случае для каждого из них готовится отдельная таблица слухов. Желательно, чтобы в ней были не только полезные, но и вредные для игроков слухи-ловушки, которые вводят их в заблуждение. Тогда игрокам придётся решать, насколько следует доверять каждому конкретному слуху и искать способы их перепроверить — а может быть, отряд решит просто игнорировать полученную информацию. Все эти исходы хороши, но они возможны только в том случае, если существует неопределённость. Если слухи всегда правдивы и полезны —становится скучно; игроки безоговорочно доверяют им и лишаются дополнительного пространства выбора.

[АРХИВ] Слухи в играх старой школы. Часть 1. История и функции

 ...Но Твек только беззаботно поинтересовался:

Есть ли у тебя соль? Мне нужна соль.

А какие вести ты мне принес?

Три эрба убили Флореджина-Снотворца и взорвали все его шары. Над его домом приключилась разноцветная буря из их обрывков!

Грамм.

Принц Кандайв Золотой построил высокую баржу из резного дерева и теперь плывет по реке Скаум на Регату. Баржа полна драгоценностей.

Два грамма.

Золотая ведьма по имени Лит поселилась на лугу Тамбер. Она — воплощение красоты и скромности.

Три грамма.

Довольно, — сказал твек и наклонился, следя, как Лайан отвешивает на крохотных весах соль. Он уложил соль в маленькие корзины, подвесил их по обе стороны ребристой стрекозьей груди, поднял стрекозу в воздух и исчез в листве.

— Джек Вэнс, «Умирающая Земля»

[АРХИВ] Волшебный ё_аный Вьетнам. Как устроить войну в подземелье

Ну конечно. Сначала я написал две статьи под заголовком «Искусство рулинга», и только потом обнаружил, что дословно повторил название цикла статей The Alexandrian.

Участники ролевых дискуссий иногда употребляют понятия «бой как спорт» и «бой как война», описывающие подход системы, игровой группы или отдельно ведущего к боевой составляющей. Неофитам не всегда очевидно, что именно подразумевают обе этих фразы.

Я не могу быть абсолютно уверен касательно первоисточника, но, кажется, впервые эти концепции были представлены в 2012-м году на форуме enworld.org (ссылка).

«Бой как спорт» — стиль игры, в котором происходят схватки между двумя примерно равными по силе группами, а ключом к победе является правильный выбор тактики, а не злоупотребление правилами, поиск дыр и эксплойтов. Местность и ситуативные особенности должны играть свою роль, но не представлять ключевое преимущество — у обеих сторон должны быть примерно равные шансы на победу. Короче говоря, бои должны напоминать спортивные состязания вроде футбольного матча.

«Бой как война» не такой. Здесь победитель зачастую определяется ещё до начала непосредственного сражения; за счёт выигрышной позиции, каких-то ключевых преимуществ, хитростей, подлостей и прочего. Бегство здесь — обычное дело; важно не победить, а выжить.

Очень условно можно сказать, что «бой как спорт» — это про тактику, а «бой как война» — это про стратегию.

[АРХИВ] Искусство рулинга: бой

Большинство игроков и ведущих, услышав про “rulings, not rules” и взяв поиграть какой-нибудь ретро-клон, первым делом начинают активно применять рулинги с тем, чтобы расширить набор доступных в бою тактических опций.

Мне сложно объяснить это иначе, чем инерцией мышления. Современные редакции D&D приучили нас к тому, что бой — это комплексная мини-игра, которая занимает одну из ведущих ролей в игровом процессе .

Так вот. Многие, возможно, со мной не согласятся, но я считаю, что придумывать новые приёмы и усложнять боёвку — не лучшее решение.

А теперь попробую объяснить.

[АРХИВ] Мой взгляд на искусство рулинга

Мэттью Финч в своей статье “Quick primer for oldschool gaming” сформулировал четыре “момента дзен”, первый из которых звучит как “Rulings, not rules” («Решения, а не правила»). Это достаточно известный принцип: Джон Вик, например, тоже его очень любит (можете представить себе человека, более далёкого от OSR-тусовки?)

Я не берусь объяснять, «что хотел сказать автор», просто хочу рассказать о том, как использую этот подход сам. Скажу сразу: всё, изложенное в этом эссе — исключительно личное мнение; на истину я не претендую, всего лишь объясняю, как пользуюсь этим принципом в собственных играх.

[АРХИВ] Про OSR, высокую смертность и исследование

Это очень старый мой текст, написанный ещё на заре увлечения OSR. Сейчас я написал бы по-другому — сместил акценты, подобрал другие формулировки... Но переписывать уже сказанное мне неинтересно, а старый блог на Имажинарии — не самое надёжное место для хранения статей. Пускай будет здесь.
Кроме того, Иван Девятко зачитывал этот текст на видео со своими комментариями: