28 березня 2022

[АРХИВ] Рецензия на роман Swordmistress of Chaos

Узнав о существовании забытой серии в жанре «меча и магии» про героиню по имени Raven, я немедленно заинтересовался. Стильные обложки Криса Ахиллеоса и громкое название (Swordmistress of Chaos – how metal is that?) – что ещё нужно для хита?

Обложку для переиздания рисовал уже Луис Ройо (слева)

Автором цикла указан Ричард Кирк, но на самом деле это псевдоним – серию про Рейвен писали Роберт Холдсток и Ангус Уэллс. Первый, кстати, впоследствии отличился «Лесом Мифаго» – серьёзным мифологическим фэнтези, получившим несколько премий и признание критиков. Есть гипотеза, что над книгами авторы работали не вместе, а по отдельности – один написал первую, другой вторую и так далее – но подробностей мы, видимо, так никогда и не узнаем.

Итак, юная рабыня совершает отчаянный побег. Кажется, её вот-вот разорвут на части свирепые гончие, но в последний момент на помощь приходит загадочная огромная птица… На следующий день наша героиня снова попадает в рабство. На этот раз на помощь приходят разбойники, перебившие караван работорговцев и освободившие рабов. Среди разбойников есть странный мужчина, который откликается на имя Spellbinder (я отказываюсь переводить его Чароплётом) – он-то и станет наставником, другом и любовником Рейвен.

По словам загадочного колдуна-воина, Рейвен избрана, чтобы «служить осью, вокруг которой вращается мир». Она быстро обучается владению оружием под наставничеством разбойничьего атамана и самого Спеллбайндера, совершает дерзкий налёт вместе с разбойниками – а потом отправляется навстречу своей судьбе, ведь личные цели девушки, а именно месть военачальнику, который надругался над ней в рабстве, совпадают с целями загадочных сил, управляющих этим миром…

Пожалуй, больше всего в романе мне понравился сеттинг. Он достаточно яркий и именно с тем привкусом экзотики, который мне нравится в sword-and-sorcery: атмосфера великих культур и могучих царств, свойственная скорее Древнему миру и античности, чем Средним векам.

Действие происходит в землях, сосредоточенных вокруг огромного внутреннего моря, в центре которого стоит окутанный зловещей тайной остров Кхарван – дом жрецов-чародеев, которых все боятся и слугой которых, похоже, является Спеллбайндер. Другой крупный остров, скалистый Крагг, служит домом для морских налётчиков – местных викингов. Государства на южном берегу внутреннего моря похожи в основном на культуры Арабского полуострова. Расположенный на западе Альтанат (так он обозначен на карте, хотя по идее это обозначение формы правления – как султанат) немного напомнил мне Византию, но все эти ассоциации довольно условны. С другими странами в первой книге познакомиться не удастся, но мы наверняка посетим их в продолжениях.

Повествование несколько провисает в середине. Приключения Рейвен поначалу не отличаются особым динамизмом или высокими ставками. Действие разгоняется в последней трети книги, которая наконец-то становится по-настоящему увлекательной – и тут же заканчивается.

Ещё одна проблема – скучная героиня. Пока что Рейвен похожа скорее на Барби с мечом, которую нарисовал для второй обложки Луис Ройо, чем на харизматичную даму пера Ахиллеоса.

А главное – мне чертовски не хватило хаоса. От книги с таким названием ждёшь, по меньшей мере, муркоковского визионерства с химерными демонами и жуткой магией, однако колдовство здесь, хоть и разрушительное, но совсем не зловещее, демонов почти нет, а за всё сверхъестественное отдуваются, главным образом, зверолюды – хотя главы с ними стали украшением романа.

И в завершение придётся сказать пару слов про эротику – не хочется, но надо… Я – последний человек, который будет возражать против сексуальных героинь. Однако эротику ещё надо суметь сделать уместной, и здесь у авторов это не получилось. Честное слово, мне не очень интересны ремарки об упругих сосках героини, трущихся о грубую ткань, когда ей дышат в затылок огромные и свирепые гончие, готовые разорвать беглянку на куски. Или вот постельные сцены – неужели их нельзя было оставить за кадром?

Роман получился в целом приятным, но совершенно необязательным – только для ценителей. Зато мне хочется узнать, что было дальше. Будем надеяться, продолжение окажется более захватывающим.

***

Статья написана при поддержке моих патронов: Харальд Бьёрнсон, Ruslan Zmaj, AnungUnRama, Vladislav Petrov, Anton Belov, Anton Palikhov, Dmitrii Tretiakov, Olga Shott, Emergent666, darkmentat, n0tJill, Дмитрий Новиков, Wolfus, Андрей Кириллкин, MagaLodonov, Anonim, Evgeny Ledovskikh, Глеб Гончаренко, Sergey Pomerantsev.

Немає коментарів:

Дописати коментар