Последнее, о чём я хотел бы поговорить в рамках этого цикла — о
случайных таблицах, которые стоит подготовить для игры в жанре
ситикраула.
О некоторых мы уже говорили; случайным столкновениям
вообще была посвящена отдельная статья. Но город — очень сложная,
богатая среда; здесь есть сотни вещей, явлений, личностей и связей,
которые ведущему в любой момент может понадобиться назвать или
придумать. Без подсказки не обойдёшься.
Тема, на мой взгляд, не очень интересная – приходится просто пересказывать Vornheim — но без её обсуждения цикл был бы неполон.
Итак, контент, который нужен нам в городской песочнице, можно разделить на несколько широких групп. Это:
- Персонажи;
- Фракции;
- Здания и заведения;
- Предметы;
- Прочее.
Поговорим немного о каждой.
Персонажи
Во-первых, нам потребуется таблица самих персонажей. Четыре колонки — результат на дайсе, имя, фамилия и краткое описание.
Таблица
должна быть достаточно большой, чтобы варианты не начали повторяться
через несколько игровых встреч — т.е. D100, пожалуй, не меньше. В
записях группы есть переводы сразу двух таблиц из Vornheim, для
аристократов и для простых горожан. Думаю, понятно, что отдельная
таблица для аристократов необходима потому, что декаденствующая знать —
одна из важных составляющих атмосферы города, и по мнению автора,
персонажам игроков нередко придётся иметь дело именно с аристократами.
Подумайте, какая социальная группа выполняет ту же роль в вашем городе —
это может быть город купцов, город гладиаторов, город безумных
пророков... Но в условном фэнтези чаще всего это именно аристократы.
Отдельно
хочу обратить ваше внимание на колонку, описывающую самого персонажа
или его причуды. Каждый пункт в ней — это концентрированная идея. Не
просто «лысый», «заика» или что-то в том же духе — нет, это материал, с
которым может по-настоящему работать ведущий. К сожалению, я не смог
составить конкретные рекомендации, как писать такой материал — так что
придётся просто учиться на примерах.
Ещё одна таблица, которая
потребуется нам для персонажей — это таблица их отношений. Vornheim
предлагает собственную, достаточно удобную, версию. В сети хватает и
других, более комплексных. Я же предпочитаю упрощённый вариант,
основанный на таблице из Ворнхейма; все пункты «спит с\влюблён\женат»
заменяются на более нейтральные и общие; такие, которые могут касаться
не только персонажей, но и фракций. Зачем? Конечно же, для того, чтобы
использовать одну и ту же таблицу в обоих этих случаях.
Таблица отношений из Vornheim City Kit |
Фракции
Я
знаю, что многим интересны различные механики для фракций, игры на
макро-уровне, «стратегического» геймплея и прочего. Должен сразу
предупредить — ничего такого здесь не будет.
Вопрос о том, как
подойти к реализации фракций, довольно быстро встал передо мной при
подготовке кампании. Ворнхейм был описан как город с тысячами гильдий и
организаций, большинство из которых недостаточно могущественны, чтобы
оказывать какое-то заметное влияние; они враждуют, интригуют,
метастазируют, поглощают одна другую. Никакой стратегической картины в
таких условиях составить просто невозможно. Я понял, что хочу от
организаций примерно следующего; чтобы во время исследования города
герои встречали всё новые и новые сообщества, возможно ввязывались в их
дела на короткое время и двигались дальше, не зацикливаясь на
одной-единственной фракции. (Вышло, конечно же, всё не так, но это
скорее из-за склонности моих игроков к continuity и созданию
обязательных красивых сюжетов.)
Образцом того, как можно создать
такую фракцию «на лету», послужил для меня другой знаковый OSR-сеттинг:
Yoon-Suin The Purple Land. В «Юун-Суине» были свои организации, точнее,
«социальные группы», и каждая создавалась с помощью похожей таблицы.
Например, такой:
Чайный магазин или опиумный притон
D10 |
NPC |
Другой NPC |
Сплетни или зацепки |
1 |
Владелец |
Постоянный посетитель; зависимый |
Пропала единственная персона, которая знала все смеси и рецепты. |
2 |
Супруга владельца |
Уборщик |
Заведение часто посещает эксцентричный маг, который хорошо платит за волшебные вещи. |
3 |
Сын или дочь владельца |
Привлекательный официант (официантка) |
Владелец заведения хочет избавиться от банды рэкетиров. |
4 |
Разговорчивый завсегдатай |
Официант со связями по всему городу |
Каждый день здесь читает речи известный еретик; религиозный орден хочет его смерти. |
5 |
Известный донжуан |
Гурман, считающий это заведение лучшим в городе |
Постоянный посетитель когда-то занимал высокое положение в другой социальной группе, но теперь его лишился; хочет отомстить или вернуть своё. |
6 |
Создатель чая\опиумной смеси |
Ученик создателя чая\опиумной смеси |
Соперник хочет украсть рецепты или смеси. |
7 |
Постоянный влиятельный посетитель |
Ленивый стражник |
В этом месте живёт призрак или бхут, который беспокоит владельца. |
8 |
Богатый покровитель |
Попрошайка, часто поджидающий у входа |
Местный донжуан скрывается здесь от обманутого мужа. |
9 |
Артист, развлекающий клиентов |
Красивая шлюха |
Заведение полагается на поставки местной банды контрабандистов – и одна купеческая семья готова хорошо заплатить за информацию о ней. |
10 |
Главный стражник |
Муза; получает деньги за вдохновение или за танцы |
Постоянный посетитель может предсказывать будущее по чайным листьям или дыму. |
И всё.
Подобной таблицы достаточно для любой фракции; персонажи — есть,
конфликты, зацепки и интересности — есть. Что ещё может потребоваться?
Отношения с другими фракциями? Будем использовать ту же табличку
отношений, что и для персонажей (см. выше).
Что нужно подготовить?
Список социальных групп\типов фракций: гильдии воров, аристократические
семьи, купеческие союзы... Для удобства его тоже делаем таблицей — в
одной колонке результат на дайсе, в другой — тип фракции. Далее, на
каждый тип фракции создаём таблицу по образцу выше.
Здания и заведения
Почти
всё, что касается зданий, можно найти в самой первой статье цикла. Но
некоторые типы заведений важнее остальных; для дндшных приключенцев
обычно это таверны, но в вашей кампании подобными местами также могут
быть храмы, арены, базары...
В принципе, для такого случая может
подойти схема из Yoon-Suin (см. выше), если распространить её не только
на социальные группы, но и на важные заведения, но туда всё-таки стоит
добавить ещё парочку колонок. Во-первых, название, можно в две колонки —
прилагательное+существительное, чтобы было больше вариантов. Во-вторых,
то, чем заведение отличается от прочих аналогичного типа — в Ворнхейме,
например, в каждой таверне играют в свою любимую игру (в табличке
таверн есть отдельная колонка Games). В случае с храмом это может быть
божество, которому здесь поклоняются; в случае с ареной — главная
знаменитость (прославленный гладиатор, особенно свирепый зверь,
необычная команда бойцов, etc.)
Предметы
Будет
очень полезна таблица с d100 случайных предметов; в «Ворнхейме» она
называется «Я обыскиваю тело», но на самом деле её можно использовать не
только для создания трофеев, но и при любой необходимости придумать
случайную вещь. Небольшой совет; пускай уникальные и необычные вещи из
таблицы тоже служат ниточками и зацепками для локаций и приключений. Нож
с резной рукоятью из слоновой кости может быть предметом необычайной
коллекционной ценности, за которым идёт охота; журнал, излагающий
еретические идеи — вести к ячейке запретного культа, и так далее.
Стоит
заранее подумать о вещах, которые могут купить себе приключенцы. При
этом описывать ассортимент каждой лавки, конечно, нет необходимости.
Лично я просто считаю, что любую вещь из списка стандартного снаряжения
можно запросто купить.
Всё несколько сложнее с продукцией алхимиков —
ядами и зельями, и такой важной штукой, как свитки заклинаний. В первом
случае я составил табличку со списком всех доступных зелий и ядов, их
ценой и вероятностью того, что нужный пузырёк есть в наличии. Если герои
зашли к алхимику и спрашивают что-то конкретное, я смотрю в табличку,
нахожу вероятность и кидаю процентник.
Касательно заклинаний — в моей
кампании их можно было получить только от учителя\наставника, а
вероятность того, что он знает нужное заклинание и готов поделиться
свитком, вычислялась по формуле 100% - (уровень заклинания х10).
Прочее
Из прочих таблиц мне были крайне полезны таблица случайного магического эффекта и таблица книг. Таблицу случайных столкновений и некоторые другие мы обсуждали подробно в прошлых статьях.
Источники
Конечно,
написать столько таблиц самому — очень сложно. Поэтому — заимствуйте;
если не таблицы целиком, то отдельные идеи и пункты. Вот вам несколько
полезных источников, помимо неоднократно упоминавшегося Vornheim
Complete City Kit и Yoon-Suin:
Блог The Dungeon Dozen. Каждая запись — это табличка на d12. Оглавление здесь.
Gary Gygax World Builder. Купить, к сожалению, затруднительно, но вы знаете, что делать.
Tome of Adventure Design. Более 300 (!) таблиц на все случаи жизни.
Narcosa. Сюрреалистический сеттинг, в котором тоже есть несколько интересных таблиц, и другие материалы Neoplastic Press.
Вот, пожалуй, и всё, что я хотел сказать по поводу кампаний в жанре citycrawl. Надеюсь, статьи вам пригодились. Удачи!
Немає коментарів:
Дописати коментар