27 березня 2022

[АРХИВ] Citycrawl. Часть 5: Случайные таблицы

Последнее, о чём я хотел бы поговорить в рамках этого цикла — о случайных таблицах, которые стоит подготовить для игры в жанре ситикраула.
О некоторых мы уже говорили; случайным столкновениям вообще была посвящена отдельная статья. Но город — очень сложная, богатая среда; здесь есть сотни вещей, явлений, личностей и связей, которые ведущему в любой момент может понадобиться назвать или придумать. Без подсказки не обойдёшься.
Тема, на мой взгляд, не очень интересная – приходится просто пересказывать Vornheim — но без её обсуждения цикл был бы неполон.
Итак, контент, который нужен нам в городской песочнице, можно разделить на несколько широких групп. Это:

  • Персонажи;
  • Фракции;
  • Здания и заведения;
  • Предметы;
  • Прочее.

Поговорим немного о каждой.

Персонажи

Во-первых, нам потребуется таблица самих персонажей. Четыре колонки — результат на дайсе, имя, фамилия и краткое описание.
Таблица должна быть достаточно большой, чтобы варианты не начали повторяться через несколько игровых встреч — т.е. D100, пожалуй, не меньше. В записях группы есть переводы сразу двух таблиц из Vornheim, для аристократов и для простых горожан. Думаю, понятно, что отдельная таблица для аристократов необходима потому, что декаденствующая знать — одна из важных составляющих атмосферы города, и по мнению автора, персонажам игроков нередко придётся иметь дело именно с аристократами. Подумайте, какая социальная группа выполняет ту же роль в вашем городе — это может быть город купцов, город гладиаторов, город безумных пророков... Но в условном фэнтези чаще всего это именно аристократы.
Отдельно хочу обратить ваше внимание на колонку, описывающую самого персонажа или его причуды. Каждый пункт в ней — это концентрированная идея. Не просто «лысый», «заика» или что-то в том же духе — нет, это материал, с которым может по-настоящему работать ведущий. К сожалению, я не смог составить конкретные рекомендации, как писать такой материал — так что придётся просто учиться на примерах.
Ещё одна таблица, которая потребуется нам для персонажей — это таблица их отношений. Vornheim предлагает собственную, достаточно удобную, версию. В сети хватает и других, более комплексных. Я же предпочитаю упрощённый вариант, основанный на таблице из Ворнхейма; все пункты «спит с\влюблён\женат» заменяются на более нейтральные и общие; такие, которые могут касаться не только персонажей, но и фракций. Зачем? Конечно же, для того, чтобы использовать одну и ту же таблицу в обоих этих случаях.

Таблица отношений из Vornheim City Kit

Фракции

Я знаю, что многим интересны различные механики для фракций, игры на макро-уровне, «стратегического» геймплея и прочего. Должен сразу предупредить — ничего такого здесь не будет.
Вопрос о том, как подойти к реализации фракций, довольно быстро встал передо мной при подготовке кампании. Ворнхейм был описан как город с тысячами гильдий и организаций, большинство из которых недостаточно могущественны, чтобы оказывать какое-то заметное влияние; они враждуют, интригуют, метастазируют, поглощают одна другую. Никакой стратегической картины в таких условиях составить просто невозможно. Я понял, что хочу от организаций примерно следующего; чтобы во время исследования города герои встречали всё новые и новые сообщества, возможно ввязывались в их дела на короткое время и двигались дальше, не зацикливаясь на одной-единственной фракции. (Вышло, конечно же, всё не так, но это скорее из-за склонности моих игроков к continuity и созданию обязательных красивых сюжетов.)
Образцом того, как можно создать такую фракцию «на лету», послужил для меня другой знаковый OSR-сеттинг: Yoon-Suin The Purple Land. В «Юун-Суине» были свои организации, точнее, «социальные группы», и каждая создавалась с помощью похожей таблицы. Например, такой:

Чайный магазин или опиумный притон

D10

NPC

Другой NPC

Сплетни или зацепки

1

Владелец

Постоянный посетитель; зависимый

Пропала единственная персона, которая знала все смеси и рецепты.

2

Супруга владельца

Уборщик

Заведение часто посещает эксцентричный маг, который хорошо платит за волшебные вещи.

3

Сын или дочь владельца

Привлекательный официант (официантка)

Владелец заведения хочет избавиться от банды рэкетиров.

4

Разговорчивый завсегдатай

Официант со связями по всему городу

Каждый день здесь читает речи известный еретик; религиозный орден хочет его смерти.

5

Известный донжуан

Гурман, считающий это заведение лучшим в городе

Постоянный посетитель когда-то занимал высокое положение в другой социальной группе, но теперь его лишился; хочет отомстить или вернуть своё.

6

Создатель чая\опиумной смеси

Ученик создателя чая\опиумной смеси

Соперник хочет украсть рецепты или смеси.

7

Постоянный влиятельный посетитель

Ленивый стражник

В этом месте живёт призрак или бхут, который беспокоит владельца.

8

Богатый покровитель

Попрошайка, часто поджидающий у входа

Местный донжуан скрывается здесь от обманутого мужа.

9

Артист, развлекающий клиентов

Красивая шлюха

Заведение полагается на поставки местной банды контрабандистов – и одна купеческая семья готова хорошо заплатить за информацию о ней.

10

Главный стражник

Муза; получает деньги за вдохновение или за танцы

Постоянный посетитель может предсказывать будущее по чайным листьям или дыму.

И всё. Подобной таблицы достаточно для любой фракции; персонажи — есть, конфликты, зацепки и интересности — есть. Что ещё может потребоваться? Отношения с другими фракциями? Будем использовать ту же табличку отношений, что и для персонажей (см. выше).
Что нужно подготовить? Список социальных групп\типов фракций: гильдии воров, аристократические семьи, купеческие союзы... Для удобства его тоже делаем таблицей — в одной колонке результат на дайсе, в другой — тип фракции. Далее, на каждый тип фракции создаём таблицу по образцу выше.

Здания и заведения

Почти всё, что касается зданий, можно найти в самой первой статье цикла. Но некоторые типы заведений важнее остальных; для дндшных приключенцев обычно это таверны, но в вашей кампании подобными местами также могут быть храмы, арены, базары...
В принципе, для такого случая может подойти схема из Yoon-Suin (см. выше), если распространить её не только на социальные группы, но и на важные заведения, но туда всё-таки стоит добавить ещё парочку колонок. Во-первых, название, можно в две колонки — прилагательное+существительное, чтобы было больше вариантов. Во-вторых, то, чем заведение отличается от прочих аналогичного типа — в Ворнхейме, например, в каждой таверне играют в свою любимую игру (в табличке таверн есть отдельная колонка Games). В случае с храмом это может быть божество, которому здесь поклоняются; в случае с ареной — главная знаменитость (прославленный гладиатор, особенно свирепый зверь, необычная команда бойцов, etc.)

Предметы

Будет очень полезна таблица с d100 случайных предметов; в «Ворнхейме» она называется «Я обыскиваю тело», но на самом деле её можно использовать не только для создания трофеев, но и при любой необходимости придумать случайную вещь. Небольшой совет; пускай уникальные и необычные вещи из таблицы тоже служат ниточками и зацепками для локаций и приключений. Нож с резной рукоятью из слоновой кости может быть предметом необычайной коллекционной ценности, за которым идёт охота; журнал, излагающий еретические идеи — вести к ячейке запретного культа, и так далее.
Стоит заранее подумать о вещах, которые могут купить себе приключенцы. При этом описывать ассортимент каждой лавки, конечно, нет необходимости. Лично я просто считаю, что любую вещь из списка стандартного снаряжения можно запросто купить.
Всё несколько сложнее с продукцией алхимиков — ядами и зельями, и такой важной штукой, как свитки заклинаний. В первом случае я составил табличку со списком всех доступных зелий и ядов, их ценой и вероятностью того, что нужный пузырёк есть в наличии. Если герои зашли к алхимику и спрашивают что-то конкретное, я смотрю в табличку, нахожу вероятность и кидаю процентник.
Касательно заклинаний — в моей кампании их можно было получить только от учителя\наставника, а вероятность того, что он знает нужное заклинание и готов поделиться свитком, вычислялась по формуле 100% - (уровень заклинания х10).

Прочее

Из прочих таблиц мне были крайне полезны таблица случайного магического эффекта и таблица книг. Таблицу случайных столкновений и некоторые другие мы обсуждали подробно в прошлых статьях.

Источники

Конечно, написать столько таблиц самому — очень сложно. Поэтому — заимствуйте; если не таблицы целиком, то отдельные идеи и пункты. Вот вам несколько полезных источников, помимо неоднократно упоминавшегося Vornheim Complete City Kit и Yoon-Suin:
Блог The Dungeon Dozen. Каждая запись — это табличка на d12. Оглавление здесь.
Gary Gygax World Builder. Купить, к сожалению, затруднительно, но вы знаете, что делать.
Tome of Adventure Design. Более 300 (!) таблиц на все случаи жизни.
Narcosa. Сюрреалистический сеттинг, в котором тоже есть несколько интересных таблиц, и другие материалы Neoplastic Press.

Вот, пожалуй, и всё, что я хотел сказать по поводу кампаний в жанре citycrawl. Надеюсь, статьи вам пригодились. Удачи!

Немає коментарів:

Дописати коментар