04 квітня 2022

[АРХИВ] Рецензия на второй выпуск фэнзина «Пустоши»

Иллюстрация для обложки:
Александр Ерохов
Пожалуй, сперва надо оговорить вот что: я не имею к фэнзину никакого отношения. Мой ник указан на одной из страниц, в фэнзине можно отыскать адрес моего паблика, но никакого существенного вклада в его появление на свет я не внёс — так, высказал пару мелких идей в чате. Даже в самой малой мере я не считаю «Пустоши» своим детищем. Поэтому вполне могу дать им объективную оценку. Русскоязычное сообщество поклонников OSR при всей своей немногочисленности оказалось настолько плодовито, что давно пора бы не только порождать собственный игровой контент, но и рассказывать о нём, не стесняясь критиковать коллег. Приступим. Первый выпуск фэнзина, хоть и стал радостным событием, в первую очередь оказался чем-то вроде пробы пера и проверки интереса. Туда попали материалы, стихийно появлявшиеся в чатах и переписках — создаваемые не всерьёз, не с какой-то конкретной целью, а просто развлечения ради.

Но уже второй выпуск совершил резкий эволюционный скачок, и вместо россыпи неогранённых идей предлагает нечто куда более ценное: фактически, заготовку кампании, речь в которой пойдёт о Лунном холме — султанате кобольдов, обитатели которого пошли войной на крепость людей. И быть бы обычной пограничной войне с регулярными стычками, не появись из-за моря внезапно другие кобольды — крестоносцы, целью которых оказались вовсе не человеческие поселения, а как-раз таки Лунный холм...

Материалы такого рода сложно охарактеризовать каким-то одним ёмким словом: что это, готовая кампания? Приключение? Сеттинг? Ближе всего будет «набор инструментов». Фактически мы действительно имеем набор инструментов для ведущего, позволяющий подготовить область для кампании: набор слухов о Лунном холме, бестиарий с характеристиками кобольдов, генератор кобольдских племён, правила по кобольдам-PC и случайные столкновения (куда же без них). Правда, не все йогурты одинаково полезны: например, характеристики кобольдов-NPC кажутся мне откровенно ненужным разделом. Это набор абсолютно стандартных статблоков для абсолютно стандартных чудовищ, и любой, даже не самый опытный ведущий такой же список подготовит за пять минут. Куда полезнее была бы, например, карта региона — с морским побережьем, где высадились крестоносцы, Лунным холмом и человеческим фортом. И если уж публиковать этот бестиарий, то его стоило хотя бы уместить на одной странице, сверстав в две колонки — чтобы можно было распечатать и сверяться.

Классика же

Главный материал выпуска — это, безусловно, подземелье «Трудолюбивый анклав» от NathanZut, один из Коридорных эмиратов, крохотных государств-окатышей, из которых состоит Лунный холм. Только приступив к чтению этого подземелья, я понял, что Лунный холм удобнее всего организовать как классическое мегаподземелье с ярусами-эмиратами. К сожалению, этот вопрос нигде напрямую не рассматривается. Если замысел авторов действительно был таковым, стоило описать организацию Лунного холма подробнее, и дать хотя бы общую схему взаимоотношения ярусов. В любом случае, «Трудолюбивый анклав» — крепкое, классическое подземелье, которое ещё больше выиграет, если сделать его одним из подуровней мегаданжа.

Ещё два материала в выпуске не имеют прямого отношения к Лунному холму. Первый из них, набор случайных энкаунтеров, очень разнороден — может быть, вы найдёте здесь что-нибудь для себя, а может быть и нет. Вторая заметка — просто набор случайных идей и концепций: несколько магических предметов, школа магии и простые правила по организации фракций в подземелье. Замыкает номер заметка о горгоно-псах: подземных хищниках, которых приручают кобольды. Здесь статблоки смотрятся уже уместнее.

Решительно невозможно промолчать об иллюстрациях: для подобного издания фэнзин проиллюстрирован просто шикарно. А вот общее оформление кое-где можно было бы улучшить: подобрать шрифт поудачнее, сверстать в две колонки статблоки... То же касается и текста: кое-где можно было бы его «пригладить», поисправлять пунктуационные и прочие ошибки. Вот, например, один из таких моментов:

«...могут прекратить пилить при приближении врагов а затем внезапно сбросить сталактиты на головы их».

Невзирая на мою критику, следует помнить, что фэнзин как понятие — сам по себе живое воплощение принципов DIY-культуры, и то, что мы видим — Do It Yourself, как он есть. Никто не идеален, а совершенствование лишь путь.

Если же перейти от формы к содержанию, могу сказать, что мне очень нравится новый формат. OSR всегда был хорош тем, как полёт фантазии сочетается здесь с практичностью. Даёшь удобные инструменты вместо голых концепций! Вот, правда, «Пустоши» местами напоминают скорее весёлый капустник. Идеи ради идей, фантазия ради фантазии. Зачем мне, к примеру, «Школа Загадочного куба» со страницы 33?

«Школа Загадочного куба — маргинальная школа магии, основанная на манипуляциях с магическими знаками, высеченными на гранях маленьких камней-многогранников. Основана повернутым на числах волшебнике Рэндоме и его ученице, легендарной мадам Дайс. Артефакт школы — Загадочный Двадцатигранник, создающий один из двадцати магических эффектов при броске. Для понимания масштаба трагедии — в списке есть Метеоритный Дождь и Желание. Они расположены на противоположных гранях. Нынешний негласный лидер школы —Кубомет, могучий элементаль, вселившийся в кучу волшебных кубиков».

Если рассматривать это как шутку — то она просто не смешная. Как постмодернистскую игру? Допустим, но надо иметь очень специфические вкусы, чтобы получать от этого удовольствие. А главное — как я, ведущий, могу это использовать? Решил пошутить — так иди до конца: дай список завязок и конфликтов, связанных с этой школой, например.

И с этим постмодернизмом, отсылками и специфическим юмором на мой вкус в фэнзине по-прежнему перебор. Причём, насколько я могу судить, капустник — вполне осознанная позиция редакции. «Пустоши» — в первую очередь развлечение для самих авторов, творчество ради чистой радости творчества.


Немає коментарів:

Дописати коментар