04 квітня 2022

[АРХИВ] Рецензия на Veins of the Earth

Иногда я думаю, что Патрик Стюарт — не человек.
Такие тревожные, жуткие, не от мира сего образы не могут рождаться в разуме существа одной со мной расы.

Впрочем, неважно, человек Патрик или пророк запредельного weirdness'а, которого прислал нам Негацарь из другого измерения. Главное — он у нас есть. И пишет руководства к этим вашим ролевым играм.

Как вы уже поняли, я большой фанат этого автора. Так что рецензия будет пристрастной и необъективной. Должен же кто-то нести эту вирдятину в массы.

Veins of the Earth – книга для Lamentations of the Flame Princess, посвящённая подземному миру. Новый взгляд на извечный D&D'шный Андердарк. Нет, не беспокойтесь, дроу-следопытов с саблями вы здесь не встретите. Только тьму, безумие и чудовищ.

Дааа, чудовищ.

После краткого вступления от автора сразу же начинается бестиарий. Повторю прошлую рецензию: я не люблю дндшные бестиарии. Но материалы OSR-движения всякий раз убеждают меня в своей неправоте.

Лич-удильщик, который питается душами героев и специально разводит их, как скот. Он создаст приманку, псевдо-злодея, чтобы взрастить в персонажах нужные ему качества. Его ходы в этой игре лишены особого смысла, инстинктивны, это просто типичные поступки опереточного злодея. Шесть случайных энкаунтеров прилагаются.

Арахнополис Рекс. Огромный паук, которого колония обычных, маленьких пауков сплела из паутины, коконов, трупов своих жертв и разных вещей, и управляет им, как гигантским роботом. Живёт в нём. Охотится с его помощью.

Грозоовцы. Живое стекло, внутри которого потоки электронов запечатлели подхваченные на своём пути образы. Они питаются электричеством; когда наверху бушует гроза и бьют молнии, они насыщаются. Но стоит встретить голодную грозовую овцу — и она почует электричество в вашем мозгу и попытается вас съесть. Поток живого стекла, распространяющийся фрактальными узорами, пытается съесть электричество из вашей головы. Прервать активность вашего мозга.

Это только начало. Атомные пчёлы. Холериды. Цивилопедия. Грибной крокодилопосол. Онирокит. Микроспоры психомикозиса... Странные, жуткие, непривычные. Безумные тексты описаний сопровождают иллюстрации от Scrap Princess – пропитанные первобытной энергией дикие линии, чертовски убедительные в своём кажущемся примитивизме.

В каждом статблоке есть разделы «Звуки» и «Запахи». В непроницаемом мраке пещер вы редко видите чудовище. Сначала вы его слышите, чуете запах. Это одна из множества особенностей, которые заставят ваших игроков ощутить на себе весь давящий мрак Подземных Вен.

Следующий раздел носит название «Культуры Вен». Пробразы некоторых из описанных культур можно узнать без труда, но вот что автор с ним делает... Здешние дроу — раса, буквально жившая в кошмарных снах, они наполовину реальность и наполовину сон. Здешние дерро... я не могу описать здешних дерро, лучше прочитайте оригинал. Они безумны, одержимы теориями заговора и всеведущи. БЕЗНОГNМ. Они строят машину. Машина у тебя в голове. Они у тебя за спиной. Машина — это ложь. Ты — в симуляции. Таковы здешние dErO.


 

Описаны, к сожалению или счастью, всего четыре культуры. Мощь образов, создаваемых авторским текстом, такова, что я абсолютно не представляю, КАК ЭТО ВОДИТЬ. Как это воссоздать на игре. Как из этого делать игровой процесс. Рандомные таблицы, сопровождающие каждую культуру, должны немного помочь. Немного. Моей фантазии на это не хватит. Придётся, наверное, ограничиться заимствованием отдельных моментов.

Честно говоря, после этой половины книги голова начинает пухнуть, и к главе Light and Dark, которая описывает новые правила и процедуры для подземных приключений, посвящённые в первую очередь освещению, переходишь даже с некоторым облегчением...

Глава очень хорошая, на самом деле. Вот некоторые из имеющихся здесь идей: ваши лампы — ваша инициатива. Вы действуете, только когда заметили противника. (Список различных ламп прилагается). Свет — это валюта. Таблица того, что происходит, когда свет закончился, и персонажи заблудились во тьме. Таблица времени, которое уйдёт на поиски нового источника света. Таблица безопасных мест — оазисов мира в Подземных Венах. Наконец, модифицированный лист персонажа для LotFP с изменённой системой подсчёта нагрузки и строкой для лампы (выглядит очень удобно).

Листом персонажа глава про освещение заканчивается. Следующий раздел посвящён милым сердцу любого олдскульщика вещам: нагрузке и правилам по исследованию и путешествиям. Здесь подробнее объясняется новая система нагрузки. Правила по исследованию предназначены не для тех случаев, когда партия ярд за ярдом обследует каждую пещеру, а воплощают собой более свободный поиск «чего-то интересного» без конкретного маршрута и заключаются в том, что партия выбирает проводника, которых последовательно проходит проверку различных характеристик — провал ведёт ко всяким нехорошим результатам вроде случайных энкаунтеров и встреченных на пути препятствий. Чем больше провалов, тем больше времени потребуется партии на нахождение того, что они искали или просто «чего-то интересного».

Звучит не очень понятно, знаю. Сам я не поклонник таких абстрактных систем, но на первый взгляд эта может оказаться полезной.

Целый подраздел отведён под правила скалолазанья (Climbing). Они тоже заключаются в последовательной проверке всех характеристик, но результаты провалов меняются в зависимости от сложности восхождения.

Последняя страница главы описывает проблемы латных доспехов в подземном окружении. Узкие проходы персонажам в тяжёлой броне недоступны, скалолазанье и плаванье, по сути, тоже. Кроме того, латные доспехи могут испортиться или другим случайным образом (спец. табличка) подвести владельца — происходит это при определённом результате на проверке случайного столкновения.


Наконец, мы добрались до самой интересной главы: «Создание Вен». Здесь описан генератор отдельных пещер и целых пересекающихся пещерных комплексов, а также способы картографирования всего этого подземного добра.

Генератор отдельной пещеры хорош, и я даже не стал бы переделывать его под себя — хотя, возможно, добавил бы ещё несколько особенностей ландшафта. Генератор пещерного комплекса состоит из пары табличек, которые создают название комплекса и какую-то его особенность. Например, результат «Бурный поток, истязающий Того, Кто Ищет, всегда обнажает следы прошедших последними, но никогда не прячет невинных и не позволяет сбежать виновным». Автор предлагает ведущим самостоятельно трактовать результат для создания полной картины. Например, так: «бурный поток» здесь указывает на то, что пещеры, вероятно, представляют собой сеть быстрых ручьёв или рек. «Тот, Кто Ищет» — возможно, некая легендарная личность, связанная с этими пещерами. Особенность «всегда обнажает следы прошедших последними» говорит о том, что пройти по следам последних посетителей пещеры обычно не составляет труда; ну а «не прячет невинных и не позволяет сбежать виновным» - значит, невинные смогут сбежать, но не спрятаться, а виновные спрятаться, но не сбежать; как-то так. Честно говоря, не уверен в своих чувствах по поводу этого генератора, не хватает практического опыта его использования. На первый взгляд кажется достаточно удобным.

Отдельный разговор про способы картографирования подземного ландшафта; Патрик предлагает систему, которая изображает пещеры не в «натуральном» виде, не в разрезе, как мы привыкли видеть на картах, а с помощью символов. Получается абстрактная схема, не соблюдающая масштаб, но, как ни странно, вполне читаемая. Более того, она позволяет картографировать на плоскости трёхмерные комплексы.

Так это выглядит

Есть и рекомендации по картографированию больших участков пещер. Предлагается странная штука; разбить карту на четыре сектора, в которых будут разные координаты — в одних верх и низ листа будут представлять север и юг, а в других — высоту и глубину. Звучит странно, и требуется определённая привычка, чтобы читать такие карты, но в книге всё представлено довольно наглядно. Выглядит, по меньшей мере, любопытно.

В конце главы есть ещё несколько полезных табличек — звуки и запахи в пещере (вечная тьма, помните?), существа и случайные энкаунтеры. Многие из этих элементов чисто описательные, но они чертовски помогают придать характер и разнообразие подземному миру — я не припомню, чтобы где-то видел настолько разнообразные пещеры.

В целом, глава понравилась мне настолько, что я вполне готов использовать все эти инструменты «как есть», даже не переделывая под себя.

Книга приближается к концу. Остаётся пара табличек: «Я обыскиваю тело (под землёй)», «Сотня сокровищ Цивилопедии» (что такое цивилопедия? Ну, это просто гигантская многоножка, тянущаяся на мили и собирающая на своих сегментах произведения культуры), набор спелеологических заклинаний (как насчёт сделать верёвку из собственной крови или магические дудки из костей скончавшегося от голода существа?) Заклинания традиционно классные и не-боевые, что очень здорово.

Наконец, завершающая глава красноречиво называется Madness & Change. Автор даёт более подробные правила по голоду и истощению. Система одновременно более абстрактная и более суровая к персонажам. Рано или поздно они начнут есть встреченных монстров (если не выйдет наоборот, конечно). Главное, чтобы не друг друга...

Далее, любой организм рано или поздно будет вынужден приспосабливаться к условиям Подземных Вен. Этому посвящена таблица эффектов — различные мутации и изменения, которые происходят с персонажами при определённых условиях. Прозрачная кожа. Усилившиеся чувства обоняния и слуха. Паранойя. Странная работа памяти. Тектонические сны.

И в заключение — простые правила по гипотермии. Как будто и без неё было мало environmental dangers! Нет, это очень круто, серьёзно.

Заканчиваются «Подземные Вены» несколькими приложениями: «Двенадцать типов тьмы», «Язык узлочеловечков», подробный пример создания крупной системы пещер, глоссарий и «Как использовать эту книгу». Любопытно, но не особо полезно.

Фуу-ух, можно выдохнуть. Imagery, интенсивность образов этой книги настолько высока, что даже закончив этот текст, я чувствую себя так, как будто вернулся из сводящего с ума путешествия. Не уверен, что когда-либо найду в себе силы это водить. Странный вывод, правда? Возможно, это просто моя личная реакция на тяжёлый, гипнотизирующий язык автора и жутковатые иллюстрации. Книга, в любом случае, великолепна. Hail Patrick!

 


 

Немає коментарів:

Дописати коментар