04 квітня 2022

[АРХИВ] Рецензия на City State of the Invincible Overlord (2004)

Как ни странно, первую «готовую» кампанию для D&D выпустила совсем не TSR. Первопроходцами были Judges Guild, с 1976 года публиковавшие серию материалов, описывающих Город-государство Непобедимого Владыки и его окрестности.

На самом деле, за этим стоит весьма забавная история — Боб Бледсо, создатель Judges Guild, обратился к TSR за разрешением публиковать дополнения для D&D, а там над ним... посмеялись и сказали, что готовые локации и модули никому не нужны. Дескать, любой ведущий хочет создавать всё это сам. Но разрешение дали — даже не потребовали выплаты роялти. И, естественно, крупно ошиблись, поскольку в итоге издания Judges Guild пользовались неплохим спросом.

Боб Бледсо сотоварищи принялись за работу. Уже через год после начала своей издательской деятельности они опубликовали City State of the Invincible Overlord Playing Aid — собрание вышедших ранее материалов, дополненное 56-страничной книжечкой Guide to the City State.

Таким образом, первой готовой кампанией для D&D стали не приключения в подземелье или в дикой местности, а городские подвиги! К сожалению, концепцию urbancrawl ждал упадок. City State of The World Emperor, следующий городской набор от Judges Guild, писал человек, вообще не игравший в ролевые игры, и тот предсказуемо оказался неудачей. После этого достойных городских кампаний выходило исключительно мало. А вскоре парадигма и вовсе сместилась с location-based на scene-based adventures, городские приключения вернулись, но это было уже не то.

Однако история «Города-государства Непобедимого Владыки» на этом не заканчивается. В 2000-м году Wizards of the Coast выпускают третью редакцию «Подземелий и Драконов» и публикуют свою Open Gaming License, которая позволяет любой компании выпускать материалы для D&D. Среди компаний, занявшихся выпуском таких материалов, была Necromancer Games. Под лозунгом “third edition rules, first edition feel” эти парни сделали много хорошего, в каком-то смысле положив начало движению OSR, но нас интересуют переиздания материалов Judges Guild, а именно — обновлённый City State of the Invincible Overlord, вышедший в 2004-м году уже для 3.5 редакции.


Переиздание встречает читателя приятной обложкой, неплохими иллюстрациями и отличной вёрсткой (в сравнении с оригиналом, который был напечатан на обычной пишущей машинке). Материала сюда положили с лихвой: двадцать глав и шесть приложений.

Главы с первой по четвёртую описывают текущее положение дел в городе, его главные силовые группы, новые правила, здешние законы и механизмы правосудия, и, наконец, городские столкновения (encounters).

Главы с пятой по седьмую описывают дополнительные нюансы, касающиеся наполнения улиц и зданий, слухи и легенды города, уличные столкновения. Восьмая глава, самая крупная в книге, описывает каждую городскую локацию: лавки, дома, заведения. Всего локаций 365. Внушительно!

Наконец, главы с девятой по двадцатую посвящены отдельным подземельям, которые снабжены подробными планами и покомнатным описанием.

Ну и заканчивается это всё шестью приложениями: важные NPC, волшебные предметы, новые шаблоны чудовищ, индекс локаций, лицензионная информация и карты (ох, эти карты!)

Карта города в маленьком разрешении

В книге очень подробно описана судебная система. Вынесенный приговор определяется броском d20, к которому прилагаются девять (!) категорий модификаторов: разница социального уровня жертвы и нарушителя, категория преступления, убедительность речи адвоката (определяется проверкой навыка), настроение судьи (!!), помощь местной гильдии заступников в суде, щедрое «пожертвование» судебному писарю, погода (!!!), свидетели и модификаторы, не вошедшие в другие категории. Затем приводится таблица приговоров, причём к каждому приговору прилагаются строки «Охрана» (общий HD охранников), «Взятка» и «Побег» (соответственно, шансы на то и другое).

Но и это ещё не всё. У конкретных приговоров есть свои особые таблицы — например, у пыток есть таблица с типом пыток и воздействием их на хар-ки персонажа, а у продажи в рабство — таблица, определяющая, куда именно продадут приговорённого. Глаза разбегаются!

Многие иллюстрации действительно передают то самое sword-n-sorcery feel

Система энкаунтеров тоже чертовски массивная. Энкаунтеры разделены на две группы: «городские», которые могут произойти где угодно, и «уличные», которые случаются только на конкретных улицах.

Я, честно говоря, даже не возьмусь перечислять количество бросков, необходимое для того, чтобы накидать «городской» энкаунтер. Определяется всё: размер встреченной группы, социальный статус её участников, их расовая принадлежность, количество золота при них, причина столкновения...

У конкретных типов столкновений, опять же, есть свои дополнительные таблицы — скажем, таблица товаров у торговца или пара таблиц с объявлениями городского глашатая. Конечно, большая часть этих бросков опциональна, но я всё равно не представляю, как управляться с таким огромным генератором во время игры — и судя по всему, авторы тоже: они рекомендуют накидывать энкаунтеры заранее.

С «уличными» столкновениями всё значительно проще: у каждой улицы есть таблица с двумя-тремя возможными результатами, и на этом всё. Вот только один из этих результатов обычно указывает использовать «городской» энкаунтер, а другой — отсутствие какого-либо происшествия. Несколько избыточно.

Слухи и легенды разочаровывают. Всего три небольших таблички. Мало.

Городские локации (как я уже говорил, всего их 365 — немалое число) описаны в том же кратком ключе, что и в оригинальной брошюре. Если это лавка или какое-то иное заведение, приводятся характеристики владельца, представляющая интерес собственность и какое-то краткое описание\зацепка. Некоторые локации описаны немного более подробно, но в целом придерживаются того же шаблона. Огорчает, что далеко не все локации обладают каким-то настоящим потенциалом для приключений сами по себе — на самом деле, это даже редкость. Просто зайти в кабак и впутаться в лихую авантюру? Увы — маловероятно.

Некоторые локации занимают отдельную главу. По сути, это обычные модули-данжи. С одной стороны, они неплохи, с другой — я не заметил ничего по-настоящему выдающегося. Зато их легко утащить в собственную городскую кампанию: тут есть тюрьма, штаб-квартира гильдии воров, разные храмы, а также склепы и руины под поверхностью города. Подобные места всегда пригодятся.

Не могу не отметить канализацию. Во-первых, у неё исключительно удачная карта, где канализационные тоннели наложены на схему города. Во-вторых, все подробные локации имеют в неё выходы. В третьих, канализация — поле тайной войны между гильдиями воров и убийц (classic!).

Та самая карта канализации

Скажу честно, переиздание City-State of the Invincible Overlord завораживает меня своей подробностью и масштабом. К сожалению, использовать его «как есть», целиком, очень сложно — слишком велик объём информации, слишком неудобны генераторы. Хуже того, многие вещи написаны так, чтобы отразить город и его процессы как можно «реалистичнее» в ущерб увлекательности и потенциалу для приключений.

Сам я использую эту книгу как источник заимствования и своеобразный справочник. В глубине души тлеет надежда, что однажды я оформлю все эти горы текста в удобный справочник, автоматизирую генераторы, перепишу NPC, чудовищ и предметы под более подходящую систему правил — и проведу огромную городскую кампанию по Городу Непобедимого Владыки.

Пустые мечты.

 

Немає коментарів:

Дописати коментар