04 квітня 2022

[АРХИВ] Рецензия на Frostbitten & Mutilated

Если вы, как я, раскатали губу, увидев 150 страниц, и представили себе полноценную книгу, под завязку набитую контентом от Зака — можете закатать губу обратно. Полезного текста здесь страниц на 50. Впрочем, даже в такой объём автор ухитряется уместить столько идей и атмосферы, что некоторые 300-страничные фолианты кажутся пригодными лишь на растопку для костра.

Сначала — об оформлении. Книга снова оформлена очень стильно (а что, разве кто-то сомневался?), но на этот раз стиль зачастую идёт в ущерб читаемости. Во-первых, очень много белого текста на чёрном фоне. Выглядит красиво, но глазам не очень приятно. Во-вторых, используемый в заголовках шрифт просто не читается нормально — из-за его стилизованных букв я так и не смог прочесть несколько названий.

Как вы уже поняли, место на страницах здесь не экономят. На целом развороте запросто могут расположиться только крупный заголовок и один-два абзаца текста. Освободившееся пространство занимают иллюстрации. И если вы любите иллюстрации Зака — то книга определённо придётся вам по душе. Честно говоря, Frostbitten & Mutilated — лишь наполовину руководство к ролевой игре. Вторая половина — это, по сути, артбук. Красивый и стильный. Но как и любая стильная вещь, на любителя...

Перейдём, наконец, к содержанию. Книга описывает географическую область под названием Devoured Land, ледяные пустоши, расположенные намного севернее Ворнхейма, лишённые каких-либо очагов цивилизации. Здесь остались лишь заброшенные цитадели и крепости древних эпох. Сеттинг вдохновлён Скандинавией, Старшей и Младшей Эддами и музыкой в стиле trve norvegian black metal. «Чёрным металлом», естественно, куда больше, чем настоящими скандинавами. Короче говоря, идеальная местность для модуля Death Frost Doom.

Эти снежные просторы населены племенами диких женщин-воительниц, свирепых амазонок. После кратких и бесполезных вступлений книга переходит к описанию их племён. Всего описано четыре племени, The Frostbitten Moons, The Maggot Sisters, The Thirteen и The Ulvenbrigad. Мало? Ничего, в самом конце книги есть таблицы для создания собственных.

На каждое племя отводится всего несколько абзацев текста, но этого хватает, чтобы упомянуть об отличительных чертах, главных персоналиях и текущих конфликтах с другими племенами. Всё — не просто пустой трёп, а идеи, которые действительно пригодятся во время игры.

Сразу бросается в глаза, что каждое племя сопровождается набором статблоков (для Lamentations of the Flame Princess) — характеристики обычной амазонки из племени, характеристики предводительницы и ещё каких-то важных для племени личностей\существ. То же касается и всей остальной книги — будьте уверены, что каждое упомянутое существо обязательно снабжено набором характеристик. Честно говоря, не могу за это похвалить. LotFP, как и большинство других ретроклонов, обычно не нуждается в детальной расписке характеристик — большинство существ можно создать на лету, и, чёрт возьми, я часто просто даю чудовищам нужные мне характеристики (тем более, что вожу, обычно, другие ретроклоны). Да, это оправдано и даже необходимо для существ с особыми способностями (а таких здесь много, и Зак как никто другой умеет придумывать по-настоящему необычные способности), но в случае с ничем не выделяющимися созданиями — такие здесь тоже, к сожалению, есть — их статблоки просто занимают лишнее место.

Так или иначе, после описания четырёх племён начинается самая объёмная часть книги — бестиарий. Я немного приуныл, когда увидел, сколько страниц он занимает. Так уж сложилось, что я не люблю бестиарии. Даже в OSR-материалах они очень часто повторяют друг друга и описывают просто очередную порцию «мяса». Исключения вроде Lusus Naturae встречаются, но реже чем хотелось бы.

Но, конечно, Зак до такого не опустился. Описанные существа не просто представляют собой интересных персонажей и противников, они, по сути, формируют значительную часть сеттинга, как в упомянутом Lusus Naturae и прочих лучших образцах монстротворчества. Одна только эта секция уже даёт очень ёмкое представление о просторах Devoured Lands. Чего стоит только культ Жемчуженосцев (Pearlholders), которые поклоняются троллям. Они строят свои церкви, в каждой из которых обязательно есть купель для троллей. В этой купели троллей омывают в молочной жидкости, состоящей из семени и других телесных жидкостей самих жемчуженосцев. М-да!

Впрочем, без капли дёгтя не обошлось. Зачем, скажите мне, было включать сюда псов и кабанов, если о них написан один абзац текста, сводящегося к «это обычные животные, о которых вы и так знаете»? И ведь всё равно ушло по целой странице. Но это я так, придираюсь...

За бестиарием начинается раздел, озаглавленный «Календарь и карта». Помимо самого календаря, здесь перечислены события, которые будут происходить каждый день после того, как PC окажутся в Devoured Lands. Дело в том, что из-за козней трёх предвечных ведьм время здесь застыло в странном цикле, и теперь даже сами ведьмы не в силах его разорвать. Список событий, по сути, является чем-то вроде подробного фронта из семейства PbtA-игр.

События интересные и атмосферные, но... я не люблю такие вещи. С моей точки зрения, в настоящей песочнице игроки вольны исследовать мир без всякого «центрального конфликта», в котором просто происходит множество самых разных событий.

Но, разумеется, этот «фронт» запросто можно проигнорировать. Более того, он превращает Frostbitten & Mutilated не просто в набор идей и инструментов, какими были Vornheim и Red and Pleasant Land, а в полноценную кампанию, объединяя всех описанных существ, личностей, карту региона и отдельные локации.

Кстати, о карте региона. Она разделена на клетки масштабом 6х6 миль, и в каждой клетке содержится текстовое описание какой-то особенности, ориентира или события. Очень удобно!

Вслед за картой идёт описание двух локаций. Всего двух, и не очень больших. Даже в «Ворнхейме» было три! Локации, к сожалению, не слишком интересные в геометрическом смысле — не ждите запутанных коридоров и лабиринтов, свойственных классическим подземельям.

Первая локация, Dim Fortress — древняя крепость, обиталище местного короля-лича (без дела восседающего на троне), который стережёт змея Нидхёгга. Снабжена очень красивой и наглядной картой, на которой снова присутствует весь текст с описанием комнат. Несмотря на линейность, локация всё равно очень атмосферная и интересная.

Вторая локация, Sevenfold Tower, вызвала у меня куда более противоречивые чувства. Героев принудительно разделяют на входе, после чего им придётся пройти разные испытания. В результате этих испытаний каждый из них может превратиться в какое-то животное (к счастью, есть способы стать обратно человеком, но потребуется приложить некоторые усилия). Нет, идея реализована крайне интересно, не спорю, но у меня осталось чувство, что это место — просто одно большое издевательство над игроками. Пускай автор и предлагает давать за проваленные испытания кучу опыта.

Наконец, в книге начинается секция с инструментами. Во-первых, это два новых класса для Lamentations of the Flame Princess, Амазонка и северная Ведьма. Классы крутые, но по первому впечатлению — очень несбалансированные. Впрочем, насколько я понимаю, Зак ведёт к тому, чтобы в конце концов из Амазонок и Ведьм состояла вся партия — он предлагает позволять брать эти классы только тем игрокам, чьи обычные персонажи погибли от рук амазонок или ведьм соответственно.

После новых классов перечислены новые заклинания. Названия которых снова совпадают с композициями в стиле black metal, как в Vaginas are Magic. Заклинания привычно крутые и тематические, и здесь их больше двух десятков.

После этого автор даёт рекомендации по использованию умений и правилам выживания в условиях здешнего климата, а также по вождению песочницы в дикой местности. Я не всегда с ним согласен, да и особых откровений не ждите. Впрочем, бестолковых советов тоже нет.

Наконец, начинаются таблицы! Я всегда очень люблю таблицы от Зака, и в этот раз... в этот раз, честно говоря, разочаровался. Таблица столкновений по большей части просто перечисляет различных существ. Выделяются только Amazon Divinations Games. Два соперника сходятся в игре, использующей шахматные фигуры. Не волнуйтесь, в шахматы играть не придётся — просто кинуть кубики. Участники выбирают какого-то своего врага, представляя его на месте короля. В зависимости от результата победитель получает предсказание касательно того, когда и при каких обстоятельствах будет повержен этот враг. Причём предсказание — не пустой набор звуков. Если герой действительно встретится с этим врагом в указанное время в указанных обстоятельствах, то враг получит игромеханический штраф, а герой — наоборот, существенное преимущество.

Остальные таблицы, конечно, дают отличную пищу для воображения, но после шикарного набора из «Ворнхейма» - уже не то. Просто перечислю, что здесь есть: Adventure Elements (набор отрывочных образов — атмосферно, но чисто для вдохновения), Adventure Locations (скорее не полноценные локации, а просто ориентиры — но для гекскроула очень полезно), Breaking Curses (способы снять проклятие — очень крутые и необычные), Confrontations (когда в области находятся сразу две группы разных существ), Deformations of the Misshapen Pool (мутации), I search the body, If you look closely (иллюстрации к предметам, которые можно найти на трупах), Injuries (просто описания ран), Random Encounters (как я уже сказал, по большей части просто чудовища) и Rival NPC Parites (довольно неплохой генератор соперничающих приключенческих партий).

Подводя итог, скажу, что книга оставляет странное, но довольно целостное впечатление. Не знаю, что тому причиной, но если в отношении «Ворнхейма» я не уверен, можно ли назвать его полноценным сеттингом, то здесь можно не сомневаться — Frostbitten & Mutilated это самый настоящий сеттингбук и даже кампания. И артбук в придачу.

Зак держит марку.

 




 

Немає коментарів:

Дописати коментар