Криком души Ивана навеяно. Как говорят англоязычные товарищи, this one is going to be a little controversial.
В первые несколько лет моего опыта вождения игр я активно тусовался на Имажинарии (и немного — на Ролемире), где в те времена была популярна фраза: «Нельзя играть в ролевые игры неправильно». Появилась она в виде реакции на людей, которые были убеждены, что вот у них — самые правильные НРИ, а те, кто делают иначе — водят другие системы, ценят другие аспекты хобби и так далее — играют НЕПРАВИЛЬНО.
Короче говоря, в виде реакции на людей, которые вели себя точно так же, как адепты олдскула сейчас.
И хотя мне понятно подобное раздражение, но сейчас (когда я сам, видимо, стал воинствующим фанатиком:)) утверждение про отсутствие «неправильного» способа игры выглядит, на самом деле, не особенно разумным.
У каждого искусства есть свой язык условностей.
У каждого медиума (т.е. средства медиа) есть свои инструменты, а также — свои сильные и слабые стороны. У музыки, литературы, кино, театра, компьютерных игр... настольных ролевых игр.
И «неправильным» способом играть в НРИ можно назвать такой способ, который не использует сильные стороны этого медиума, вместо этого оперируя выразительными средствами, инструментами других медиумов, пытаясь повторить — кино, театр, компьютерные игры.
Но копия всегда будет хуже оригинала.
Мы никогда не сможем достичь драматизма кино или театра в НРИ, потому что у нас нет всей полноты их выразительных средств. Не сможем повторить графику и мгновенный фидбэк компьютерных игр. Заимствовать отдельные приёмы, орудия — да, пожалуй; достичь того же результата — вряд ли.
Остаётся только задать вопрос — что НРИ могут такого, что не могут все эти остальные медиумы? И эксплуатировать именно эти сильные стороны.
С моей точки зрения, НРИ всегда будет уступать другим медиумам в подаче готовой истории. Даже интерактивной, даже ветвящейся. Уже есть компьютерные игры.
Зато НРИ может предложить два способа играть, те самые «правильные» способы, которые обеспечивают уникальный опыт, не похожий на кино, компьютерные игры и книги.
Первый, с моей точки зрения, это то, что делает OSR. Создаёт интерактивную среду и просто помещает в неё персонажей игроков. Конечно, у нас есть и компьютерные игры с открытым миром, «песочницы», разные ММО, которые теоретически делают то же самое, но фактор живого ведущего, способного принимать решения и воспроизводить реакции этой интерактивной среды пока что остаётся слишком весомым фактором.
Второй способ — это «совместное создание истории». Я не знаю более удачного способа принять участие в shared storytelling, чем НРИ. Кажется, другие медиумы вовсе не заинтересованы в этом направлении.
Конечно, не всё так просто — и «создание интерактивной среды», и «совместное создание истории» люди понимают по-разному. Кому-то и катсцены — «совместное создание истории». Просто ведущий вносит свою лепту. Однако эти вопросы достойны отдельного обсуждения. А Шахрезада дозволенные речи закончила.
Немає коментарів:
Дописати коментар