15 квітня 2022

[АРХИВ] Немного про weird

Что такое weird? Лично для меня это в первую очередь эстетика. Странное должно быть не просто странным, а ещё и эстетичным. Может быть, отталкивающим и жутким, но одновременно эстетичным. Ну, примерно как картины Гигера ухитряются быть и тем, и другим.

Проблемы начинаются, когда мы пытаемся дать этой эстетике какое-то определение, очертить границы. С эстетикой вообще всегда так — её в первую очередь чувствуешь. Это уже потом всякие искусствоведы и культурологи пытаются разработать классификацию.

Иван недавно перевёл статью Зака Смита про вирд. Так вот, полная херня там написана. Нет, сама статья весьма успешно тешит самолюбие wannabe-интеллектуалов, жаль, что в остальном остаётся бесполезной. Скажите, после её прочтения вы можете хотя бы примерно отделить вирд от не-вирда? Не думаю.

Короче говоря, я предпочёл принять как данность, что вирдятина — это такое эфемерное нечто, которым я определяю некую область собственных интересов. Чувствую, что произведение теребит знакомые нервы — значит, вирдятина.

При этом у меня есть некий набор стойких убеждений, какой должна быть вирдятина в НРИ. Я не готов сейчас обсуждать их все, хочу сказать только об одном.

Персонажи игроков не должны быть вирдовыми.

Очень сложно удивляться творящейся вокруг тебя странной херне, когда ты сам управляешь странной хернёй с чешуёй и жабрами. Алиса должна оставаться чужаком в Стране Чудес. Это, наверное, один из ключевых конфликтов weird-произведений — конфликт между обычностью персонажей и необычностью мира.

Поэтому, кстати, я не согласен с тем, что вирд обязательно должен перемежаться какой-то обыденностью, чтобы казаться странным на её фоне. Это ложный контраст. Важно, чтобы именно персонаж ощущал себя в странном мире, не чувствовал себя его частью. Дороти больше не в Канзасе. Даже кэмпбелловский мономиф можно сюда приплести — герой всегда попадает в потусторонний мир.

Помимо прочего, на этом фоне должны острее чувствоваться всякие мутации и трансформации, которые мы так любим в OSR.

Правда, я смотрю на произведения «новых странных» — Мьевилля, Харрисона и прочих — и понимаю, что там этот конфликт присутствует далеко не везде. Oh well. Некоторым просто нравится выписывать странность ради странности. Но если не с чем сравнивать странность, остаётся ли она странной?

 


Немає коментарів:

Дописати коментар