В прошлой статье шла речь про возникновение и историю публикаций Текумеля. Пора поговорить о том, что же именно делает этот сеттинг таким необычным.
На всякий случай я снова прошу прощения за всевозможные неточности в передаче имён и названий. Некоторые иллюстрации позаимствованы из DeviantArt Джеффа Ди — надеюсь, он не против.
История
Ядерной войны избежать не удалось, но человечество уцелело. Правда, западный мир, каким мы его знаем, был практически уничтожен. Уцелели в первую очередь народы Средней Азии и Центральной Америки. И не просто уцелели — люди успешно вышли в космос, повстречали нескольких братьев по разуму и ринулись осваивать новые миры. Одним из таких миров оказался Текумель — планета жарче и немногим крупнее Земли, вращающаяся вокруг звезды класса G и обладающая двумя лунами.
Текумель сложно было назвать гостеприимным миром. В атмосфере содержались губительные газы. Флора и фауна были крайне свирепыми и смертельно опасными для человека. Но главное — здесь обитал жуткий народ ссу и их подводные собратья, хлюсс.
Однако с помощью превосходства в технологиях люди победили ссу и хлюсс и приступили к терраформированию Текумеля, полностью переделав планету под свои стандарты. Другие разумные расы, союзники человечества, тоже основали здесь свои поселения. Что же касается побеждённых бывших хозяев планеты, ссу и хлюсс, им позволили жить в закрытых резервациях под строгим контролем.
И всё шло своим чередом, пока вся звёздная система Текумеля не провалилась сквозь пространственно-временную аномалию в иное измерение. Переход был непростым. Текумель поразила череда катаклизмов — моря вышли из берегов, на месте равнин поднялись горы, необратимо пострадали города и инфраструктура. Нарушилась работа силовых полей, удерживающих ссу и хлюсс в резервациях. То же произошло и с заповедниками хищной флоры и фауны прежнего Текумеля. Твари вырвались на волю.
Среди руин, однако, остались выжившие, и они сумели поддерживать какое-то подобие прежней цивилизации, дожидаясь помощи от остального человечества... Которая так никогда и не пришла. Их огонёк угас, и остатки людей погрузились в варварство. Это время назвали Эрой Мрака.
Неизвестно, сколько продлилась Эра Мрака. Самые ранние записи летописцев Текумеля начинаются около 25 000 лет назад. Человечество медленно создавало цивилизацию заново — рождались и умирали государства, возникали общественные институты, учёные мужи изучали законы окружающего мира, люди плодились и размножались, снова отвоёвывая земли у дикой природы и у представителей других рас.
Первое такое государство, о котором сохранились хоть какие-то записи — полумифическая империя Ллайна из Тсамры. От неё не осталось ничего, кроме редких упоминаний в летописях да полуразвалившихся статуй неизвестных богов.
Немного позже встречаются рассказы о трёх государствах Треугольника, другом человеческом царстве, располагавшемся в южных регионах нынешней империи Тсольяну. Треугольник вел борьбу с христаллу (родичами ссу) на северо-западе и с михалли (инопланетяне, когда-то основавшие на этой планете свой торговый анклав) на востоке. Южнее Треугольника обитали хлюсс, сражавшиеся с шенами. Тем временем в древнем Ссуганаре выжидали ссу...
Самое ранее царство, существование которого более-менее подробно отражено в летописях — государство Драконьих воителей, располагавшееся к северу от нынешней Му'угалавьи. Хроники утверждают, что воины этого государства сражались верхом на драконах — хотя наверняка это были какие-то воздушные машины древних, уцелевшие после катаклизма.
Затем хроники смолкают снова. И только с началом Второго Периода (как зовут его историки) человеческая цивилизация Текумеля снова поднимает голову.
После падения Драконьих воителей долго царил хаос. На прибрежных землях современной Саларвьи захватил власть мелкий правитель по имени Гамулу. Он смог дать отпор свирепым ссу, совершавшим набеги на человеческие поселения. Его сын построил флот мелких быстрых галер, и в честь этого династию назвали «Королями-Рыбаками».
Конец их правлению положила женщина. Наяри была дочерью вождя кочевников. Сначала она женила на себе правителя ныне сгинувшего города Пурданим, затем убила мужа... и пошла по головам ещё дальше. С помощью тщательно спланированных браков, убийств и обольщения Наяри «Шёлковые Бёдра» вскарабкалась к вершинам власти и установила своё правление на большей части континента — да такое жёсткое, что её именем до сих пор пугают детей. Поднимавшиеся восстания подавлялись с необычайной жестокостью; взбунтовался даже сам Пурданим, и тогда из черепов мятежников сложили целую гору на городской площади — «Холм Наяри». Все захваченные Наяри земли стали Первой Империей, и во время правления её потомков, династии королей Бедналлья, в государстве начали процветать искусства и науки.
Наяри обрекает на смерть одного из своих любовников |
Со временем власть в Первой Империи захватили священнослужители. Жрец Павар был одним из тех, кто сумел связаться с высшими существами — богами; это был не первый такой контакт, но Павар сумел распространить свою религию на все земли Империи. Его влияние было настолько велико, что после смерти Павара его родной остров стал религиозной столицей. В конце концов, туда перенесли и секулярную столицу; остров получил название Энгсван хла Ганга («Божественное королевство»), и когда последний из династии Бедналлья сбежал на север, в Ян Кор, началось правление Королей-Жрецов.
Для человечества наступил новый золотой век, и неудивительно, что он опять завершился катаклизмом.
Энгсван хла Ганга поглотила серия сейсмических толчков и возмущений, достаточно сильных, чтобы навсегда изменить географию Текумеля. Западный конец острова поднялся выше, а восточный навсегда погрузился в морскую пучину — и унёс с собой столицу империи. Однако это была лишь малая часть бедствий; землетрясения, цунами, извержения вулканов — планета как будто пыталась избавиться от людей. На юге из недр океана поднялся целый новый континент. И снова человеческая цивилизация распалась под натиском страшных катастроф. Настала вторая эра мрака в истории Текумеля, «Время Без Королей».
И только спустя долгие тысячелетия люди в очередной раз смогли восстать из пепла.
Пять великих империй
Большую часть северного полушария Текумеля занимают пять человеческих государств — Ливьяну, Му'угалавья, Тсольяну, Ян Кор и Саларвья.
Тсольяну
Рождение Тсольяну, Второй Империи, скрыто покровом тайны, ведь за тысячи лет хаоса была утрачена даже письменность. Однако в конце концов у человечества снова появился правитель; в городе Бей Сю воссел на престол первый император. В качестве символа своего права на власть он использовал Великую печать Империи, которую невозможно было подделать; вероятно, это была какая-то технологическая реликвия, оставшаясяот далёких предков. Печать передавалась от одного императора к другому.
На заре Второй Империи возникла традиция держать императора в изоляции от мира. Путём многочисленных проверок и испытаний среди отпрысков монарха избирался наследник; когда наступала его очередь занять престол, он отправлялся в крепость Авантир в горах к северу от Бей Сю, где и обитал до самой смерти в окружении глухонемых слуг из Всемогущего лазурного легиона. Именно в Авантире стоял Лепестковый трон — сидение в форме цветка со множественными лепестками, целиком вырезанное из одного куска полупрозрачного нефрита. Императору приводили самых красивых и выдающихся дочерей клановых вождей и знати. Когда у императорских наложниц рождался ребёнок, Лазурный легион забирал его под свою опеку, а мать отправляли в храм Аванты в Бей Сю.
Империя Тсольяну — «главное» государство сеттинга. Именно ему посвящено больше всего материалов, именно оно предлагается в качестве основного места для кампаний — да чего там, две из пяти официальных ролевых систем Текумеля названы в его честь!
Му'угалавья
Бюрократическая олигархия, граничащая с Ливьяну на юго-западе и с Тсольяни на востоке. Воинственный народ, рождающий прекрасных солдат и полководцев. Недавно Му'угалавья вторглась в Ливьяну.
Ливьяну
Двухтысячелетняя теократия, созданная полумифическим «Первым Мыслителем». Граничит с Му'угалавьей на северо-востоке. Ливьяну поклоняются собственному пантеону — Богам Тени, причём здешние храмы обладают собственной необычайно эффективной тайной полицией.
Это скрытный народ, высокий и грациозный. Они целиком покрывают свои тела затейливой красно-чёрной татуировкой, указывающей клан, место жительства и религию носителя. Ливьяну обучают самых могущественных чародеев среди людей.
Ян Кор
Северный сосед Тсольяну, союз из множества мелких городов-государств. Долгое время ян корьяну правили женщины. Однако в последние тридцать лет один из местных наёмников, «Барон» Альд объединил Ян Кор и занял место правителя.
Саларвья
Страна на юго-восточном побережье континента. Феодальное королевство, которым правят семь благородных семейств. Саларвьяни необычайно волосатые и желтокожие — мастера рапиры и даги, обитатели невероятно пышных дворцов и замков, а кроме того, прирождённые лжецы и торгаши.
Такая карта входила в коробочный набор Empire of the Petal Throne |
Магия и религия
В том месте, куда «провалилась» звёздная система Текумеля, границы между мирами оказались намного тоньше, чем в нашей вселенной. Именно это сделало возможным магию; сквозь бреши в границах заклинатель черпает энергию иных измерений и направляет её в необходимое русло.
Народы Текумеля поклоняются обитателям иных измерений, как богам. Эти высшие существа воплощают собой две силы, которые приблизительно можно охарактеризовать как Перемены и Стабильность.
В пантеон Стабильности, или Тломитланьял, входят Хналла, бог порядка, скромности, предприимчивости и достоинства; Каракан, бог благородной войны и храбрости; Тумис, бог знания, мудрецов и целителей; Аванте, богиня плодородия, семьи и материнства, и, наконец, Белкану, божество смерти и мистицизма.
В пантеон Перемен, или Тлокирикалюал, входит Хру'у, божество хаоса, скрытности и мрака; Вимула, бог огня и жестокости; Ксарул, покровитель магии, «эгоистичного» знания и демонических измерений; Сарку, бог нежити; и Дламелиш, богиня гедонизма.
Кроме того, каждому из десяти богов служит одно менее могущественное существо, своего рода младший бог — когорт.
Стоит заметить, что в человеческих государствах Текумеля поклоняются одним и тем же богам, хотя называют их по-разному. Исключением является Ливьяну — эта страна чтит свой собственный, Теневой пантеон, и неясно — другие ли это боги или всего лишь иные аспекты тех же самых могущественных существ.
Наконец, есть боги, которые не входят в любые теологии Текумеля; так называемые божества-парии, враждебные сразу и пантеону Стабильности, и пантеону Перемен. Согласно разным источникам, они желают то ли абсолютной власти — АБСОЛЮТНОЙ власти, власти над каждым атомом во вселенной, — то ли полного уничтожения вселенной.
Устройство и общество
Всё нижеизложенное касается в первую очередь Тсольяну, но многие моменты являются общими для всех человеческих государств Текумеля.
Общество разделено на кланы. Внутри одного клана существуют отдельные родословные — от дюжины до нескольких сотен. Наконец, к одной родословной принадлежат сразу несколько семей. У каждого клана есть родовая обитель (clanhouse): здание или комплекс зданий, где живут члены клана. У больших кланов таких обителей сразу несколько — нередко в разных городах. Большинство тсольяни так или иначе работают на свой клан: занимаются родовым делом (торговлей, ремеслом, etc.) либо выполняют какие-то бытовые обязанности.
Существуют и люди без клана. К таким относятся хуже, чем к рабам: назвать кого-то безродным — страшное оскорбление!
Работорговля, кстати, в Тсольяну вполне традиционна, законна и процветает.
Города империи соединяют дороги сакбе. Каждая такая дорога — настоящее чудо архитектуры, сравнимое с Великой Китайской стеной: широкая каменная стена, от 20 до 30 футов в высоту и до 70 футов в ширину, усеянная на равных промежутках гарнизонами и сторожевыми башнями. У сакбе есть три разных яруса; самый высокий — для должностных лиц империи, знати и гонцов; второй — для солдат; третий — для караванов, торговцев и простолюдинов. Такой дорожной сетью обладают все человеческие нации Текумеля.
Верховых животных на Текумеле нет. Владевшие межзвёздными технологиями предки нынешних текумельцев не привезли сюда лошадей и другую четвероногую скотину, а местная фауна не породила пригодных для верховой езды образцов. Путешествуют пешком, в паланкинах или на медленных, скрипучих повозках, которые тянут шестиногие члены (chlen; простите, но читается именно так). Торговые караваны используют для переноски груза рабов-носильщиков.
Дороги сакбе существенно затрудняют ведение войны; сложно провести свои войска так, чтобы не попасть в окружение или в мешок. Однако война очень часто носит ритуальную природу; перед битвой полководцы часто сражаются между собой в «почётном поединке», после которого проигравшая сторона нередко просто отступает. Ритуальные поединки ведутся и на специальных аренах под названием хирилактэ. У многих кланов, храмов и других влиятельных группировок есть свои чемпионы, и обычай гарантирует таким ритуальным воителям-гладиаторам безопасный проход даже во вражеском городе. Случаются и магические дуэли.
Текумель отличается жарким климатом. Обычная одежда здесь — тога, или лёгкая туника и килт с сандалиями. Общественная нагота не порицается, хотя голого человека могут принять за раба или безродного.
Обычные для воина доспехи — шлем, нагрудник и поножи. Железо и тем более сталь встречаются редко и стоят очень дорого, поэтому для изготовления оружия и доспехов используют шкуры членов. Свежую шкуру подвергают особой обработке, после чего она размякает и становится способна принять любую форму; после этого её снова обрабатывают, но на этот раз шкура становится твёрдой и очень прочной. Оружие тоже делают из таких шкур.
Военная организация империи основана на двадцатиричной системе. Рота состоит из двадцати воинов, двадцать рот составляют когорту, двадцать когорт — легион. Легионы Тсольяну обычно специализируются на каком-то конкретном виде войск: например, легион Серку, «Меч империи», состоит в основном из тяжёлой пехоты. Легионы часто одалживают друг другу свои подразделения, чтобы получить сбалансированный состав войска.
Экономическая основа существования легиона бывает различной. Самые бедные и плохо обученные легионы часто содержатся провинциальными кланами ради престижа. Иногда богатые вельможи могут содержать личный легион. Почти любой храм тоже содержит собственные войска. И, наконец, последний тип — легионы, которые за счёт налогов содержит сама империя. Такими войсками управляет Всемогущий лазурный легион, и обычно в них служат самые лучшие, опытные и умелые воины.
Отдельного разговора заслуживает обычай дитлана, церемониальное «обновление» городов, происходящее каждые 500 лет в зависимости от астрологических знаков и воли богов. Погреба и подвалы засыпаются, верхние этажи сносят, и на этом фундаменте строят новые дома, превосходящие прежние красотой и пышностью. В погребённых зданиях люди, полулюди, нелюди и многочисленные паразиты и хищники роют норы и тоннели в поисках убежища и укромных мест. В таких подземных городах до сих пор функционируют многие ранние храмы Тсольяну — особенно посвящённые злым божествам.
Погребальные обычаи тсольяни тоже отличаются пышностью и помпой. У каждого города есть свой некрополь, расположенный за городскими стенами. Мёртвых хоронят в величественных мавзолеях, высоких пирамидах и на вершинах погребальных башен. Внутренности таких гробниц покрыты многочисленной многовековой резьбой. Между зданиями петляют узкие дорожки — некоторые используются так редко, что зарастают кустарником и травой. Среди пышных склепов знати на свободных клочках земли теснятся скромные могилы простолюдинов. Тела нищих и безродных сбрасывают на поживу стервятникам в общую трупную яму, какая есть на любом кладбище.
По степени шума некрополи Тсольяну способны посоперничать с базарными площадями. Многочисленных посетителей зазывают торговцы, продающие амулеты, обереги, свечи и путеводители, и преследуют попрошайки, клянчащие милостыню и предлагающие услуги проводника. Для поддержания порядка и защиты склепов от грабителей могил существует специальная стража гробниц. На закате над некрополем разносится звук гонга — сигнал, что ворота сейчас будут закрыты — после чего на кладбище остаются только стражники, грабители могил и другие, менее приятные существа.
Нечеловеческие обитатели Текумеля
Текумель делят с человечеством представители других разумных рас. Некоторые из них живут вместе с людьми, другие обитают изолированно. Многие нелюди обитают в непригодных для человека местах — в жарких адских топях, в сердце густых лесов, на горных вершинах.
Ахоггья
Биологический вид с радиальной симметрией. Средний рост — 1,5 метра. Обладают 4 ногами, 4 руками и телом в форме бочонка, которое венчает толстый куполовидный панцирь. Цвет тела — коричневый, бурый, серый или смешанный. Между каждой парой рук расположено «лицо» с парой глаз, способных двигаться независимо друг от друга. Одно из лиц обладает клыкастой пастью, другие оснащены каким-то отдельным органом чувств или репродуктивным органом. Ноги и тела покрыты густой шерстью. Пахнут ахоггья ужасно — по крайней мере, с точки зрения представителей других видов.
Ахоггья живут на болотах, но многие из них приходят в человеческие города, чтобы служить в качестве наёмников. Ахоггья очень сильны и свирепы в бою — из них получаются прекрасные воины. К сожалению, они не заинтересованы в изучении людских обычаев и могут, например, легко опорожниться прямо посреди пиршественного зала. Кроме того, ахоггья практически всеядны и считают человеческую плоть деликатесом, что не добавляет им популярности.
У ахоггья есть восемь разных полов, и сложности с тем, чтобы собрать всех необходимых для размножения особей, часто вынуждают ахоггья покидать человеческие города и возвращаться на родину.
Учёным не удалось обнаружить у них какие-либо признаки религии. Их большие общественные танцы напоминают религиозный обряд, но некоторые исследователи считают, что на самом деле это ритуальное спаривание.
Хлака
У хлака две руки, две ноги и два крыла, а также — мускулистый длинный хвост с костяным жалом, которое хлака часто покрывают ядом перед сражением. Средний рост — 1,5 метра. Одно крыло достигает 5 метров в длину, а в сложенном виде выступает примерно на метр. Тела покрыты коричневой или буроватой шерстью. Головы круглые, плоские сверху, с коротким торчащим рылом и тремя маленькими глазами. Хлака легко травмируются из-за полых, как у птиц, костей. Они не любят ходить и предпочитают полёты пешим прогулкам.
Хлака любопытные и разговорчивые. Люди часто считают их глуповатыми, но это впечатление основано на встречах с «дикими» хлака, которые просто не освоили в полной мере человеческий язык и обычаи.
Хлака двуполы и моногамны.
Люди так и не смогли понять религию хлака. Их религиозные ритуалы основаны на расположении цветных камешков на вершинах гор в определённые астрономические периоды. Иногда хлака могут принимать человеческую религию.
Пачи лей
Обладают парой больших выпуклых глаз, рылом с маленьким ртом, двумя парами рук и двумя парами ног, мягким телом серо-зелёного цвета со множеством выпуклостей и узелков, именуемых «яичными бутонами». Голова острая и покрыта шипами. Рост пачи лей колеблется от 1,5 до 2 метров.
Их репродуктивный цикл длится четыре года. В определённые периоды пачи лей испускают подобные спорам сперматозоиды, которые оплодотворяют «яичные бутоны» на телах других особей. Оплодотворённый бутон вырастает в размерах и примерно через 250 дней лопается, выпуская новорождённого.
Многие пачи лей избрали Тсольяну своим домом, освоили человеческие профессии и нередко занимают важные должности. Они очень социальны, обожают политику и разговоры, но во многих отношениях намного более чужды и непонятны, чем другие нечеловеческие виды. Например, пачи лей полностью лишены сексуального влечения (по крайней мере, в привычном понимании) и не обладают никаким подобием семей — они живут группами до восьми особей, но это не семьи в обычном смысле слова.
Они не настолько воинственны, как люди, из-за чего пользуются репутацией трусов. На самом деле это не так — в империи есть даже легионы, целиком состоящие из воинов пачи лей.
Религия пачи лей дуалистична. Одно божество, Н'рг, воплощает атрибуты Хналлы и Тумиса, а второе, А'лш — Хру'у и Ксарула.
Пе чой
Тонкие и грациозные существа родом из системы Проциона. Рост от 1,6 до 2,2 метра, две мощных задних ноги, четыре меньших руки с тремя пальцами, а также цепкий сегментированный хвост. Обладают экзоскелетом из материала, схожего с хитином — у женщин он белого, у мужчин чёрного цвета. У пе чой есть и «бесполая» стадия, в которую могут перейти оба пола.
Отличаются острым зрением и слухом, а ещё — рудиментарными телепатическими способностями. Боятся воды, поскольку дышат сквозь отверстия в подбрюшье и легко могут захлебнуться даже в неглубоком пруду.
Из всех нечеловеческих рас пе чой лучше всего адаптировались к человеческому обществу Текумеля, поскольку их мышление довольно близко к людскому. Люди считают их умными и утончёнными — иногда даже слишком утончёнными.
Пе чой поклоняются двум богам: Отцу Гнёзд, который воплощает в себе всех божеств Стабильности, и Древнему Чёрному, который, соответственно, воплощает пантеон Перемен. В человеческом обществе выбирают себе одного из подходящих богов или когортов.
Шен
Чёрные рептилоиды из системы Антареса. Средний рост — 2 метра. Пара мощных ног, пара трёхпалых рук с когтями, длинный цепкий хвост. Лицо с острым, похожим на клюв рылом, полным острых клыков. На спине — гребень из острых шипов, которые встают дыбом, когда шен взволнованы.
У шен есть три пола: мужской («создатели яиц»), женский («откладыватели яиц») и третий - «оплодотворители яиц». У последних двух чешуя обладает серым оттенком. Впрочем, среди шен бытует мода красить чешую переливающимися цветами.
Шен редко приходят в Тсольяну — им не нравится «холодный» (по их меркам) северный климат.
Из-за крупных рук шен испытывают трудности с человеческим оружием, из-за особенностей речевого аппарата — с человеческим языком, и в целом считаются глуповатыми и неловкими. Охотно едят человеческое мясо и даже собственных детей — это их способ отсеивания слабых. Искренне недоумевают, почему люди так возмущены этим фактом.
По историческим причинам враждуют с ахоггья.
Шен поклоняются многим божествам, в первую очередь — Тому, кто рождён из Яйца, и Тому, кто Рвёт. Первый, соответственно, воплощает Стабильность, второй — Перемены.
Тиналия
Небольшие (50-75 см высотой) существа с двумя парами «крабьих» ножек, шаровидным брюхом, двумя длинными трёхпалыми руками и конусовидной головой. Их тела и конечности делятся на небольшие выпуклые сегменты и обладают коричневым, серым или багровым цветом.
У тиналия есть три пола: мужской, женский и нейтральный, причём последние составляют 85 % популяции.
Тиналия живут в подземных городах и редко выбираются на поверхность — и, как правило, возвращаются домой после нескольких лет путешествий.
Из-за особенностей своего мышления тиналия абсолютно всё понимают буквально. Они психологически не способны понимать шутки и фигуры речи. Несмотря на это, тиналия довольно умны и любопытны, и обладают сложной культурой, практически неизвестной человечеству.
Тиналия поклоняются единому богу, который по их словам полностью равнодушен к этому миру. Но они признают силу сущностей, которых зовут богами люди, и иногда присоединяются к какому-нибудь культу из прагматических соображений.
Хлюсс, отродья Древних
Хлюсс похожи на гибрид огромного скорпиона и муравья-солдата. Их легко узнать по характерному кисло-сладкому запаху.
Их хвост заканчивается длинным жалом, яд которого парализует жертву.
Хлюсс — заклятые враги людей, до сих пор не забывшие прежних обид. Встреча с одним из их кораблей-ульев обычно заканчивается фатально.
Ссу, враги Человечества
Вторая враждебная человеку раса коренных обитателей Текумеля. Обладают высокими стройными телами с шестью конечностями — двумя парами нижних и парой верхних. Кожный покров ссу постоянно отслаивается большими кусками, создавая впечатление, что существо покрыто слоем лохмотьев. Есть две разновидности ссу: обычные серые и более крупные чёрные. Они пахнут корицей и издают мелодичные звонкие трели, но способны выучить человеческий язык. Ссу — устрашающие чародеи, намного превосходящие тсольяну и других человеческих заклинателей в искусстве магии; кроме того, они обладают способностью гипнотизировать жертву, вынуждая её следовать своим приказам.
Хлутругу, Болотные жабы
Обитатели болот — четвероногие создания с толстой упругой шкурой, похожей на череп головой и широкой пастью с клыками. Хлутргу очень свирепы — они ненавидят и стремятся убить всех без разбора, и людей, и нелюдей. Человеческие народы Текумеля веками пытались истребить хлутргу, но смогли только удержать их в пределах болот.
***
Это далеко не полный рассказ о диковинном мире Текумеля и его обитателях — статья и так вышла весьма внушительной. Заинтересованных в дальнейших подробностях отсылаю к списку материалов в конце предыдущей части.
***
Эта статья написана благодаря поддержке моих патронов: Глеб Гончаренко, Sergey Pomerantsev, Anonim, meat_eater, Evgeny Ledovskikh, MagaLodonov, Nante.
Немає коментарів:
Дописати коментар