15 квітня 2022

[АРХИВ] Текумель — фантастические приключения на другой планете

Disclaimer: я не зашёл настолько далеко в своих штудиях, чтобы и в самом деле учить искусственные языки Текумеля. Поэтому прошу прощения у профессора Баркера, да упокоится он с миром, и у поклонников его творчества за разнообразные ошибки в передаче имён и названий.

Так что же такое Текумель, спросите вы? Для начала, железо и сталь здесь дороже золота. Четвероногих животных, лошадей и мулов например, не существует. Вместо двух или четырёх ног у большинства чудовищ их шесть. Это смесь сверхтехнологий и примитивных ритуалов. Это дюжина культур вместо горсточки. Это не только игра, но ещё и серия рассказов и романов.

На заре ролевых игр Лепестковый Трон считался чересчур загадочным и сложным. В конце концов, у этого мира были собственные письменность и речь, созданные профессором лингвистики! В нём были подробно описанные религии, так отличавшиеся от бесформенных и бесцветных религий в других играх. Я хочу сказать — кому такое нужно? Что ж, теперь, когда на рынке полно игровых правил, занимающих множество томов, Лепестковый Трон уже не кажется таким недоступным.

Дэйв Арнесон, из предисловия к переизданию Empire of the Petal Throne 

***

Рассказывать про Текумель сложно по той же причине, по которой с ним сложно знакомиться. Нет очевидной «точки входа». С чего мне лучше начать — с рассказа о сеттинге? С попытки пересказать его запутанную историю? С перечисления многочисленных систем, которые породил Текумель (не говоря уже о хаках)? С личности его создателя, Мохаммеда Абд-аль-Рамана Баркера?

Я не знаю. Давайте начнём с истоков.

В детстве будущий профессор Баркер увлекался играми в солдатиков, а ещё — много читал. Говорят, что уже тогда он начал придумывать народ тсольяну, используя игрушечные армии для воплощения своих фантазий. Позднее Баркер стал изучать языки и антропологию, съездил в несколько командировок — в основном, в Центральную Азию, — принял ислам, получил учёную степень, но свой выдуманный мир не забросил. Как раз наоборот — вместе с другими энтузиастами в местных варгеймерских клубах он разыгрывал придуманные события и уже тогда начал писать документы, так или иначе описывающие вселенную Текумеля.

И вскоре один из товарищей Баркера по увлечению варгеймами, а именно Майк Морнард, участник оригинальной кампании Гигакса, начал в клубе собственную игру в D&D. Тогда-то М. А. Р. Баркер понял — это оно. Самое лучшее воплощение, которое может получить его вымышленный мир.

Когда Dungeons & Dragons увидели свет, шёл 1974 год от Рождества Христова. В том же самом году появился и «оригинальный манускрипт» — правила, которые написал для своего Текумеля Моххамед Абд-аль-Раман Баркер, используя D&D как основу. Он напечатал эти правила небольшим тиражом в 50 копий и начал собственную кампанию.

Кстати, настоящие ценители ролевой истории могут приобрести «оригинальный манускрипт» даже сегодня. Говорят, там есть существенные отличия от «официальной» версии.

Очень быстро Текумель привлёк внимание Дэйва Арнесона (тот впоследствии даже называл Баркера своим любимым ведущим) и Гэри Гигакса. И уже в следующем, 1975 году TSR опубликовали коробочный набор Empire of The Petal Throne. Туда вошла книга с переработанной версией правил и сокращённым рассказом о сеттинге, карты континентов и карта города Джакаллы (Jakalla), который предполагался «стартовой точкой» для начинающих персонажей.

 


Этот набор стоил 25 долларов. По тем временам цена была заоблачной — Джеймс Малижевски пишет, что когда он пришёл в ролевые игры в 1979, EPT считалась самой дорогой НРИ в истории.

Впрочем, карты в нём были поистине прекрасными. Карта Джакаллы хорошо смотрится и сейчас, а для 75-го года это было вообще нечто невероятное.


Сеттинг Текумеля с самого начала считался очень сложным, загадочным и обскурным. И надо сказать, на то были причины. В книге правил из этого коробочного набора описание мира занимало семь страниц. Эти семь страниц кишели крайне непривычными топонимами, названиями и прочими именами собственными. Значение некоторых раскрывалось в тексте, но многие употреблялись без всяких объяснений. Разобраться в этом было не так-то просто. Конечно, многие подробности излагались уже вместе с правилами. Но самое главное — в случае с D&D у игроков и ведущих был огромный корпус текстов и ассоциаций, от которых можно было отталкиваться. История, мифология, фольклор и сказки, фэнтези. Были знакомые ориентиры — сказочное средневековье в качестве места действия. Было, в принципе, понятно, чего ожидать и как с этим работать.
Текумель был лишён таких ориентиров. Здесь источники вдохновения были совсем не так очевидны; Баркер именно вдохновлялся, а не заимствовал напрямую. Более того, описанные в книге культуры были чересчур непривычными и колоритными; среднему ведущему сложно было соотнести их с чем-то знакомым и создать понятную игрокам картинку.

Зато в книге были приложения по фонетике и письменности языка тсольяну — той самой империи Лепесткового трона, вынесенной в название, но отнюдь не единственной цивилизации Текумеля. А ещё то ли стихи, то ли летописи на этом языке — к счастью, с переводом.

Естественно, на этом Баркер не остановился. В том же году, даже немного ранее, вышла его настольная игра War of Wizards, действие которой тоже разворачивалось в Текумеле. Затем в 1977-м TSR выпустила правила для варгейма с миниатюрами: Legions of the Petal Throne. В последующие годы были опубликованы несколько романов, различные дополнительные материалы, новые системы, наконец. Разобраться в этом сложно, но мы попробуем.

TSR, к сожалению, Текумель почти не поддерживала. Для людей, руководивших издательством в то время, концепция готового сеттинга представлялась странной (я уже писал об этом в рецензии на City-State of the Invincible Overlord). Empire of the Petal Throne получила свою долю внимания в журнале Dragon, но этого было мало. К тому же, многие статьи были чисто варгеймерскими — например, руководство по покраске миниатюр.

Затем TSR решили Текумель продать, и обратились с этим предложением к Лоу Зоччи, владельцу издательства Gamescience – да-да, тому самому, которого мы знаем благодаря дайсам Зоччи. Он согласился, и в 1981 году Judges Guild, у которых были с Gamescience самые тесные отношения, опубликовали модуль The Nightmare Maze of Jigresh.

В 1983-м году Gamescience без особых изменений переиздают Empire of the Petal Throne и сразу после этого выпускают книгу Swords & Glory Volume 1: Tékumel Source Book. Она становится тем самым подробным описанием сеттинга, которого Текумель до сих пор был лишён. Правда, книга сосредоточена на описании быта, истории и культурных особенностей, а не на «игровом» материале вроде локаций и зацепок для приключений.

Далее выходит Swords & Glory Volume 2: Tékumel Player's Handbook. И это — уже полноценная новая система, значительно более подробная и «тяжеловесная», чем Empire of the Petal Throne.

Планировался выход третьего тома Swords & Glory, который должен был стать аналогом «руководства ведущего» с чудовищами и волшебными предметами. Эти планы разрушил ураган Елена, сорвавший с крышу с дома Зоччи. В результате рукопись третьего тома пострадала, и издание пришлось отменить. Вроде бы её потом всё-таки издали Tita’s House of Games, но никакой подтверждающей это информации мне найти не удалось.

После Gamescience за Текумель всерьёз взялось издательство Theater of the the Mind’s Eye (TOME).

Сначала вышла необычная серия Adventures on Tékumel. Первая часть, Adventures on Tékumel Part 1: Growing up on Tékumel, представляла собой руководство по созданию персонажа на 44 страницах. Продолжение, Adventures on Tékumel Part 2 было разбито на три тома: Volume 1: Coming of Age in Tékumel, Volume 2: Beyond the Borders of Tsolyánu и Volume 3: Beneath the Lands of Tsolyánu. Каждый из них содержал соло-приключение для созданного в первой части героя.

 

В 1992-м выходит Tékumel Bestiary, а в 1994 — третья полноценная ролевая система. Коробочный набор Gardásiyal: Deeds of Glory содержит три буклета: руководство игрока, буклет с правилами магии и руководство ведущего. Система основана на правилах создания персонажа из линейки соло-приключений. Правила по-прежнему довольно тяжёлые и симуляционистские (представьте себе, создание персонажа на 44 страницах!)

И только Guardians of the Order в 2005-м году удалось сделать то, в чём терпели неудачу остальные; соединить под одной обложкой систему правил и понятный рассказ о сеттинге. За основу была взята их универсальная Tri-Stat System — мидскульная, но относительно неплохая. Правда, издательство очень скоро разорилось, так что продолжения эта книга не получила.


 

Последняя на сегодняшний день официальная итерация Текумеля увидела свет в 2014 году. Béthorm: the Plane of Tékumel — снова довольно-таки мидскульная система с подробным созданием персонажа, многочисленными навыками и прочим. Её нельзя назвать откровенно плохой, но, честно говоря, нет и каких-то особых поводов использовать именно этот набор правил. В дополнение к ней вышли несколько приключений, наборы бумажных миниатюр и прочее. Интерес представляет в основном Kurt Hills Atlas — подробное описание одноимённого региона.


***

Однако бок о бок с крупными релизами всегда существовал более-менее постоянный поток мелких изданий, посвящённых Текумелю. Постараюсь охватить основное.

Издательство Imperium Publishing в 1977-1978 годах опубликовало очередные правила варгейма (Missum), два выпуска журнала, положило начало серии Armies of Tékumel (которая всего будет насчитывать шесть выпусков), и выпустило учебник языка Tsolyani Language в двух частях. Учебник, кстати, другие издательства впоследствии переиздадут. Сначала с аудиокассетами, а потом с компакт-диском. Ох уж эти лингвисты!

Честно говоря, для нормального человека всё это особого интереса не представляет, в отличие от Book of Ebon Bindings, настоящего и довольно серьёзного руководства по демонологии Текумеля. Говорят, первого в индустрии.

Дэйв Арнесон и его Adventure Games тоже не остались в стороне. Они перепечатали большую часть продукции Imperium Publishing, выпустили вторую часть The Armies of Tékumel: Volume 2: Yán Kór and Allies, опубликовали любопытные исторические хроники Deeds of the Ever-Glorious (Histories of the Tsolyáni Legions) и набор географических карт The Northwest Frontier Maps.

Серию The Armies of Tékumel продолжила издаваться под лейблом The Tékumel Journal. Они же выпустили ещё несколько буклетов для варгейма с миниатюрами.

Самая интересная из всех этих мелких фирмочек, пожалуй, Tékumel Games. У них появились уже третьи правила для варгейма с миниатюрами, Qadardalikoi, но кроме них, ещё и пару ролевых приключений для Swords & Glory: A Jakállan Intrigue и The Tomb Complex of Nereshanbo. Плюс — снова карты, разные брошюры, постеры и прочая мелочёвка.

Очень многое из этого, включая Swords & Glory, в двухтысячных перепечатало издательство Tita’s House of Games. 

***

 Конечно, по миру Текумеля были и художественные произведения. Официально издавались лишь романы самого Баркера. Сюжетный их порядок таков:

The Man of Gold (1985)
Flamesong (1986)
Lords of Tsámra (2003)
Prince of Skulls (2002)
A Death of Kings (2003)

Откровенно говоря, сам я до них пока не добрался, но Джеймс Малижевски писал, что The Man of Gold и Flamesong, хоть и не являются какими-то шедеврами, хорошо дополняют мир и могут служить неплохим примером для игр.

***

Мир Лепесткового трона создал небольшое, но очень преданное фанатское сообщество. Неудивительно, что существует огромное количество любительских систем и адаптаций.

Из самостоятельных систем моё внимание привлекли Tirikelu и Swords of the Petal Throne — последнюю написал Кевин Кроуфорд (тот самый, автор Stars without Number и Godbound), правда, дальше бета-версии она так и не забралась. Кроме этого существует огромное количество адаптаций под универсальные и просто популярные системы — GURPS, AD&D, D&D 3.5, SAGA, RuneQuest, Talislanta, Savage Worlds, FATE, Black Hack и так далее.

Список для чтения

Разных публикаций было много, и в них легко заблудиться. Поэтому я собрал список основных книг, которые стоит прочесть, если вы интересуетесь Текумелем.

Empire of the Petal Throne, коробочный набор (оригинал или переиздание) — первая официальная публикация. С неё можно начать, если вам не чужды правила OD&D. Кроме того, заслуживает внимания карта Джакаллы. Её вместе с секцией ведущего в правилах хватит, чтобы начать приключения.

Empire of the Petal Throne Tri-stat version — здесь есть более-менее вменяемый рассказ о сеттинге.

Swords & Glory Volume 1: Tékumel Source Book — подробный сеттингбук. Материал не слишком игровой — культурные особенности, история, религия, календарь, астрономические подробности etc. Важен хотя бы потому, что речь не только про империю тсольяни.

Mythlyanal – The Gods — подробнейший рассказ обо всех богах и их консортах.

The Book of Ebon Bindings — демонология.

Deeds of the Ever-Glorious — исторические хроники империи тсольяни.

Сейчас, в 2019-м году, разобраться в Текумеле ненамного проще, чем в бородатом 1975-м. Огромная часть сеттинговой информации существует в виде отдельных статей, брошюр и фэнзинов. Мне кажется, что лучший рецепт — не зацикливаться на каноне, а заселять мир Текумеля самостоятельно, отталкиваясь от нескольких основных источников.

Ну а в следующий раз мы поговорим о том, чем же этот сеттинг так необычен.

***

Эта статья написана благодаря поддержке моих патронов: Глеб Гончаренко, Sergey Pomerantsev, Anonim, meat_eater, Pavel Berlin, Evgeny Ledovskikh.



 

Немає коментарів:

Дописати коментар